пятница, 10 сентября 2021 г.

От Джейн Эйр до мисс Петтигрю: гувернантка в литературе и в жизни. Часть 1

 

«Молодая особа, имеющая преподавательский опыт, ищет
место в частном доме к детям не старше четырнадцати лет. 
Кроме общих предметов, входящих в школьную программу,
преподает также французский язык, рисование и музыку. 
Адрес: Лоутон, в…ширском графстве, до востребования Дж. Э»




Гувернантка как литературный персонаж присутствует в сознании большинства из нас в двух глубоко контрастных ипостасях. Назовем их «Джейн Эйр» и «Бэкки Шарп». Первая  благородная девушка, мужественно пробивающая себе дорогу в бурном и жестоком океане жизни, не теряя при этом способности любить и сопереживать. Вторая  предприимчивая кокетка, с помощью своих талантов и очарования делающая карьеру в светском обществе. И та и другая могут надеяться только на себя, на свой ум, образование и энергию, и в конце-концов судьба вознаграждает их, послав на их путь мужчину, который оценит героиню по достоинству и возьмет замуж.

В реальности же гувернантка была одной из тысяч женщин, которая, живя в обществе жесткого сословного деления, где вертикальное классовое движение в обе стороны не поощрялось и порицалось, оказалась выпавшей в разлом между сословиями. Ее жизнь была начисто лишена романтики, проблемы, с которыми она сталкивалась ежедневно, не возвышали душу, а ломали психику, а конец пути, как правило, был одиноким и горестным. Я расскажу вам о длительном этапе маргинализации значительного количества интеллигентных женщин, который завершился только тогда, когда в Европе массовым порядком были введены законы о всеобщем образовании и женщины, наравне с мужчинами, получили к нему полный безоговорочный доступ, что произошло только после Первой мировой войны.

***   

Почему, собственно, именно женщина-гувернантка, а не, допустим, гувернер  как представитель профессии, неважно, какого пола? Наемные учителя-воспитатели, живущие и работающие в частных домах, существовали испокон веков. С того времени, когда появились деньги, образование и дома. Но гувернантки  классические гувернантки, о которых пойдет речь   были специфическим продуктом специфической эпохи (а именно, Эпохи Просвещения). По своему положению и образу жизни они принципиально отличались от коллег-мужчин, представляя собой своеобразную социальную группу и литературный штамп. Это не была «нормальная» профессия, а, скорее, образ жизни, деятельность, за которой тянулась культурная роль, а за ней  куча стереотипов, что-то навроде японского ронина.

 Гувернантка была антагонистом обязательному начальному школьному образованию. На самом деле, в Европе законы об обязательном начальном образовании начали приниматься довольно рано и они напрямую были связаны с распространением протестантизма. Мартин Лютер говорил, что каждый ребенок должен быть обучен читать, чтобы он мог сам понимать Библию. Это был один из основополагающих принципов протестантизма: вырвать грамотность из-под монополии церкви. Поэтому в отдельных германских землях уже начиная с XVI века вводятся законы об обязательном посещении начальной школы всеми мальчиками и девочками. И эти законы хоть и медленно, но распространяются по центральной Европе и Северной Америке, постепенно вытесняя традиционное домашнее обучение.

Это не случайность, что вы при слове «гувернантка» вспоминаете или Англию или Россию. К началу XIX века Великобритания и Российская империя были двумя супердержавами, упорно не принимавшими законов о всеобщем обязательном образовании и организации публичных школ. Это не означает, что в этих странах школ не было, но их наличие, качество и стоимость зачастую заставляли родителей выбирать домашнее образование, особенно для девочек, и государство им этого не запрещало. При этом Германия и Франция, где большинство детей ходило в школы, наоборот, массово поставляли на Европейский рынок учителей и гувернеров все XVII и XVIII века. В течении XIX века и Британия, и Россия наладили выпуск отечественных образовательных кадров, после чего уже английские и русские педагоги начинают успешно преподавать по всему миру.

Энн Бронте со скепсисом смотрит с обложки своей книги на декоративную экранизацию романа своей гораздо блее жизнерадостной старшей современницы; между тем, Гарриет нужно очень постараться выйти замуж

Никто не мечтал стать гувернанткой, гувернанткой становились в безвыходной ситуации. Это не была профессия по призванию. Джейн Ферфакс в романе «Эмма»(1) изо всех сил оттягивает не то, чтобы начало работы, но даже разговоры и подготовку к началу своей службы, сравнивая агенства по найму с невольничьими рынками. Агнес Грэй из одноименного романа(2)  единственная известная мне литературная гувернантка, которая испытывала какие-то романтические идеи по поводу своей профессии. Она любила детей и мечтала, что сможет развивать юные умы, хотя ее обнищавшая семья предпочитала бы оставить ее дома перебиваться с хлеба на воду, чем позволить ей зарабатывать таким образом. Как известно, Агнес понадобилось не больше трех месяцев, чтобы полностью разочароваться в своем призвании. Ей пришлось присматривать за тремя малолетними социопатами, которые в наше время регулярно посещали бы психиатра. Поскольку этот роман фактически автобиографический и читается не как роман, а как ЖЖешечка, он наглядно демонстрирует, почему профессия гувернантки имела такую скверную репутацию. И трудные дети были только одной из многих проблем.

Идея гувернантки была противоречием в себе. С одной стороны, она должна была быть безупречной леди, но с другой стороны она жила в чужом доме и получала плату за труд. Девушки, выращенные и воспитанные так, чтобы иметь квалификацию, необходимую гувернантке, должны были выйти замуж и стать матерями и хозяйками собственных домов на содержании у своего мужа. В крайнем случае стать старыми девами с независимым состоянием, живущими в своем доме с компаньонкой. В самом крайнем  жить с родственниками, помогая вести хозяйство и смотреть за детьми замужней сестры или племянницы. Образованная леди, оказавшаяся совершенно без средств к существованию и без крыши над головой  это был результат серьезной трагедии. К примеру, французская революция выбросила из Франции множество дворян, вынужденных искать приюта и заработка за рубежом и осевших в Англии и России в качестве домашних учителей. Точно так же, в судьбе женщины должно было произойти серьезное потрясение, чтобы заставить ее искать места домашней учительницы.

Значительное количество гувернанток были сиротами, о которых не желали позаботиться родственники, хотя положение бедной приживалки было очень распространено и гораздо предпочтительнее работы гувернанткой, хотя нам сейчас этого не понять. Другие были незаконнорожденными, чьи родители потратились на воспитание дочери в хорошем пансионе, но не собирались признавать ее и давать ей своё имя. В любом случае, нормальные семейные связи  эта страховочная сетка, поддерживающая людей в традиционных обществах  должны были быть порваны. К примеру, Тургеневскую Елену из романа «Накануне» воспитывает дочь разорившегося взяточника: пятно на репутации семьи явно помешало пристроить эту «чувствительную институтку» как-нибудь получше.

 Юмористические журналы, такие как "Панч", были полны карикатур гувернанток, при этом все прекрасно знали, что в жизни им было не до смеха

В эпоху промышленной революции Европа проходит через время экономических потрясений, когда любая, даже самая богатая и древняя, семья могла внезапно оказаться без средств к существованию. Люди начинают вкладывать деньги в бизнесы, которые внезапно разоряются, банки лопаются, корабли не приходят из Америки, и юные барышни, выращенные в неге и высокой культуре, оказываются перед необходимостью сами себя содержать. Сестры Риверс, давшие приют Джейн Эйр(3), как раз оказались в таком положении: их отец потерял состояние на спекуляции, навязанной их дядей, и девушкам пришлось устроиться гувернантками в далекие поместья, где их таланты мало ценились. И если для мужчин зарабатывать на жизнь не было зазорно: младшие сыновья самых известных фамилий могли пойти в армию, или стать дипломатами, или (в Великобритании) получить приход и стать священником, то у дворянских девушек же была ровно одна подобающая карьера: выйти замуж. Но дворянство постоянно жило в условиях гендерного перекоса, и на всех девиц мужчин их положения просто не хватало: они или погибали в Наполеоновских войнах(4), или пропадали в колониях, или просто предпочитали оставаться холостяками, потому как общая либерализация морали позволяла им содержать любовниц и даже целые побочные семьи, что было гораздо дешевле законной жены и наследников. 

Несмотря на это, девичество оставалось социальной стигмой. В романах Остин и Бронте вы можете легко встретить персонажи обоего пола, открыто называющие стародевичесиво «позором». На незамужнюю женщину смотрели с жалостью и легким презрением, как на не справившуюся с главной задачей своей жизни. Это касалось не только дворянок. В Англии было принято, например, что женщины в услужении после определенного возраста или достигая должностей, требующих авторитета (экономки, кухарки), принимали титул «миссис» - даже если они не были замужем. Предпочтительно было слыть молодой вдовой, чем старой девой. Гувернантки же практически всегда были девицами. Крайне редко в гувернантки могли нанять молодую вдову, но если у нее были дети, то необходимо было устроить их так, чтобы они не мешали матери выполнять ее обязанности. Женщина отправляла своих детей в школу-интернат или оставляла у родственников, все свое время посвящая чужим детям.

Для профессиональной гувернантки, начавшей свою карьеру в юности, возможность устроить свою личную жизнь была крайне невелика. При отсутствии тиндера и 24 часовом рабочем дне 7 дней в неделю ей просто негде было встретить мужчину, пожелавшего бы на ней жениться(5). Не говоря о том, что само ее положение не привлекало женихов. Мало кому нужна была бесприданница, лишенная семейной поддержки. То есть, гувернантка по определению была обречена быть объектом плохо скрываемого презрения, и пределом ее усилий было сделать так, чтобы ее воспитанницы ни в коем случае не стали такой, как она. Целью обучения дворянских барышень было, как вы понимаете, не то, чтобы они стали учеными или писателями и продвинули вперед культуру и науки. Девочек воспитывали, чтобы они были конкурентоспособными на матримониальном рынке и смогли найти себе мужа и им не пришлось бы самим зарабатывать себе на хлеб. В отличие от их гувернантки. То есть, целью профессии гувернантки было искоренение этой профессии. Живой, дышащий и играющий на фортепианах оксюморон.

Продолжение следует...
_______________

1) Джейн Остин, "Эмма", 1815

2) Энн Бронте, "Агнес Грей", 1847

3) Шарлотта Бронте, "Джейн Эйр", 1847

4) По некоторым рассчетам, дворянство теряло в войнах пропорционально в три раза больше мужчин, чем третье сословие

5) Что, конечно, не означает, что гувернантки никогда не выходили замуж: к примеру, мать писателя Уилки Коллинза до замужества работала гувернанткой




6 комментариев:

  1. В семье моего мужа - итальянца есть одна старая семейная история о том , как одна одна из его прабабок в 30 годы прошлого столетия взяла в гувернатки своих детей свою младшую сестру-старую деву. А когда эта сестра сильно привязалась к одному из детей и стала считать его своим сыном, сестры страшно разругались. Прямодо кровной мести. Наверное, это были очень несчастные женшины. Гувернатки

    ОтветитьУдалить
  2. Как интересно. Спасибо огромное. Очень легко и быстро читается. Это перевернуло моё представление, хотя я и прониклась историей Джейн Эйр и размышляла об этом, но не знала многих деталей, которые Вы отметили, и картина была другая. И спасибо за канал на ютубе. Взахлёб.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо большое! Неожиданно и интересно!

    ОтветитьУдалить
  4. Большое спасибо! ("агентство")))

    ОтветитьУдалить