пятница, 21 февраля 2020 г.

Последний троллейбус, развлекательная литература и ситкомы

– To Sandpiper Air! 
«Wings» 



Сегодня я хочу почтить бросовую литературу и глупые сериалы. Произведения категории «Лишь бы уткнуть куда-то глаза и отвлечься». Тем, на которых мы не растем, а расслабляем мозги. Потому что иногда это именно то, что нужно нам больше всего. Отдадим сентиментальный салют всем тупым, бабским, легковесным, посредственным, сошедшим с конвейера, под копирку написанным, не имеющим никакого интеллектуального веса, аполитичным, оторванным от реальности, однообразным, стереотипным, спасающим наш рассудок и волю. Тем, которые ничему не учат. Просто помогают протянуть время, когда другой помощи нет.

Великие произведения, Оскары и Букеры, это конечно замечательно. Но насколько же больше места занимают в моей жизни все эти непритязательные легкомысленные развлекательные ситкомы и книжки – те, которые помогали мне пережить худшие часы, бессонные ночи, когда я разваливалась на части, и те ночи и дни, когда я была в порядке, но кто-то из моих дорогих людей – нет, и я знала, что мне надо как-то пережить два, четыре, шесть часов, когда не будет новой информации, не сойти с ума, и не полезть на стену. И со мной были эти выдуманные люди – за которыми стоят совершенно невыдуманные люди: писатели, режиссеры, актеры, администраторы, все, до последней секретарши и мальчика, который разносил бутерброды, – они даже не знают и не догадываются, что они сделали для меня. Мне всегда хотелось быть именно таким писателем. Не великим автором, который громит и переворачивает мир, а тем, кто дает вам отдохнуть, отвлечься, забыть на некоторое время о проблемах, перезагрузить перегруженный мозг. Последним троллейбусом Окуджавы.

Я обижаюсь, когда снобы клеймят коммерческие вещи. Презрением обливают – иногда очень остроумно, ума-то им не занимать. «This is not writing. It’s typing». Как насчет сочувствия? Как насчет жизненного опыта? Где бы мы были без всего этого «околокультурного мусора»? Долгие ночи в больнице, бесконечные дни в поездах, нескончаемые часы в аэропортах. Вы что будете читать, когда у вас нога на вытяжке, «Улисса»? Нельзя же 24 часа в сутки ныть в трубку родным и друзьям, у них тоже своя жизнь. Как бы тебя ни любили, в какой-то момент ты остаешься один при свете тусклой лампы дневного света. И тебе нужно найти друзей, у которых нет других дел, кроме как составлять тебе компанию, которые не обращают внимания на часы посещения и которым не нужны билеты.

В этом великая сила искусства.

Я всегда знала ответ на вопрос «С кем из великих людей прошлого и настоящего вы хотели бы встретиться?» Честное слово, больше всего мне бы хотелось встретить не самых великих. А тех, кого не проходят в общих курсах истории культуры. Ох как бы я бросилась им на шею! Людям, сделавшим «Wings», «Will and Grace» и «Frasier», а еще миссис Кристи, Иоанне Хмелевской и П.Г. Вудхаузу (возможно, ему бы это не понравилось). Тем, чьи произведения помогают лучше таблеток, лучше алкоголя. Тем, кто помогает мне заснуть, не дает сойти с ума. Смешат меня, помогают выздороветь. Какой честью было бы быть одной из них, продаваться на перронах и в аэропортовских киосках, сериями, чтоб люди верили, что я их не подведу, чтоб знали, что когда кончится один «Кот, который...», всегда есть следующий «Кот», и по крайней мере, котов хватит до рассвета.

Если б хоть одному человеку мои сочинения помогли дотянуть до рассвета – это была бы лучшая из наград.

пятница, 14 февраля 2020 г.

Архетипы и жизнь

Я хочу поблагодарить Машу из Клиши за идею для этой статьи и 
Женю из Оттавы за то, что он напомнил мне об этой цитате из Борхеса: 

 Эти определения напоминают классификацию, которую 
доктор Франц Кун приписывает одной китайской энциклопедии 
под названием «Небесная империя благодетельных знаний». 
На ее древних страницах написано, что животные делятся на 
а) принадлежащих Императору, б) набальзамированных, 
в) прирученных, г) сосунков, д) сирен, е) сказочных, 
ж) отдельных собак, з) включенных в эту классификацию, 
и) бегающих как сумасшедшие, к) бесчисленных, 
л) нарисованных тончайшей кистью из верблюжьей шерсти, м) прочих, 
н) разбивших цветочную вазу, и о) похожих издали на мух. 

Аналитический язык Джона Уилкинса 


Люди обожают находить себя в классификаторах. Помните соционику? Горбачев еще был у власти, «Бурда Моден” несла тренды в жизнь, а мы, морща лобик, прорабатывали длиннющие тесты, пытаясь определить себя в «Робеспьеры», «Наполеоны» и «Есенины».

Я все время разрывалась между «Дюма» и «Жуковым». Продвинутые знатоки, читавшие со словарем Майерса-Бриггса, орали на меня: «Этого быть не может! Ты не можешь одновременно быть логическим экстравертом и этическим интровертом! Так не бывает!» Мне нечего было ответить. Тесты ведь не врут, да? Если ответить «Почти всегда», «Часто», «Редко» или «Никогда» 225 раз, то ты обязательно должен прийти в правильное место. Где тебя встретят такие же, как ты. Обласкают, разъяснят, построят тараканов у тебя в голове в стройные колонны, помогут советом, дадут схему, по которой ты отправишься дальше по жизни с высоко поднятой головой, время от времени снисходительно объясняя окружающим свою уникальность: «Понимаете, мы, «Маяковские», в таких ситуациях склонны...» Помните соционику? Где она сейчас, эта соционика...

понедельник, 10 февраля 2020 г.

Наездница


Возможно, вы помните эту девушку по иллюстрациям в рассказе о викторианских корсетах. Не удивительно, если вы ее запомнили: эта фотография (точнее шесть этих фотографий сделанных в один день) вызывает огромный интерес и многочисленные попытки узнать больше об интригующей героине Бель Эпок. Сразу скажу: даже не пытайтесь. Люди с гораздо большим, чем у меня и у вас, доступом к информации искали тщательно и все розыски уперлись в стену. От нее не осталось ничего, кроме лица и имени, точнее, псевдонима.