суббота, 30 марта 2019 г.

Невероятная история. Часть II: Благородный Эксперимент

7. Сухая Америка. Но не пересохшая


Поначалу “сухой закон” был встречен с энтузиазмом. Многие американцы смотрели в будущее с оптимизмом. Привыкнув винить алкоголь во всех бедах, люди всерьез верили, что теперь исчезнет нищета и домашнее насилие, беспризорники и трущобы, болезни и социальное неравенство. Туберкулез исчезнет, эпилепсия. Увеличится производительность труда; преступность и проституция отомрут сами. Ожидалось оживление торговли и легкой промышленности: ведь деньги, которые люди тратили на выпивку, они теперь будут тратить на покупки других товаров! Страна замерла в предвкушении впечатляющего экономического подъема.



Самое смешное, что экономический подъем в двадцатых годах, действительно, наступил. Но не благодаря “сухому закону”. Можно сказать что “сухой закон” был побочным результатом тех же явлений и мер, которые привели к экономическому росту (победа республиканцев, война, введение подоходного налога). Но поначалу “сухие” с удовлетворением показывали пальцем: видите, как стало хорошо? Они еще не знали, что 1920е годы в США станут классическим, из учебника, примером того, как дерегуляция рыночной экономики приводит сначала к эффектному буму, а потом к неминуемому краху и депрессии, которая через 12 лет вобьет последний гвоздь в гроб сухого движения.

пятница, 29 марта 2019 г.

Невероятная история. Часть I: принятие "сухого закона"

1. Оправдание темы

На самом деле, мы просто привыкли. Мы привыкли к тому, что в двадцатых годах XX века в США был "сухой закон". Мы проходили это в школе. Мы сто раз видели это в кино. Бутлеггеры, чикагские гангстеры, флапперы с фляжками за подвязками, чарльстон в подпольных спикизи, суровые мужчины в шляпах с ручными пулеметами наперевес – мы знаем об этом всю жизнь и мы просто перестали относиться к этой информации критически. Иначе у нас бы взорвался мозг.



"В соответствии с 18 поправкой к конституции опьяняющие напитки запрещены" - молодежь выпивает и фотографируется со потерявшим силу объявлением в день отмены "сухого закона" (по-моему, они пытаются его сжечь)

Просто попробуйте посмотреть на это свежим взглядом: в двадцатом веке большая, прогрессивная, технологически развитая страна, никем не захваченная, не мусульманская и вообще довольно секулярная, добровольно, путем демократической процедуры –  голосованием! –  накладывает на себя запрет на алкоголь – не только крепкий: весь, включая пиво! –  специально для этого сделав приписку к конституции. Американцы изменили свою драгоценную конституцию, с которой они носятся как с писаной торбой и которая стоит у них в одном ряду со Священным писанием, чтобы добровольно отказаться от выпивки. Причем когда восемнадцатая поправка принималась, никто же не думал, что это на время: типа “поженимся, не понравится –  разведемся”. До того момента конституция США изменялась только в одну сторону: добавляли, но ничего не вычеркивали. "Сухой закон" принимали навсегда. Как это вообще было возможно? Умственное помешательство на них на всех нашло?

вторник, 26 марта 2019 г.

О принцессах на горошинах и Доме Культуры


Дайан Арбус объясняет свою фотографию


В последнее время я часто задумывалась на тему "а судьи кто" в вопросах о хорошем вкусе, моде, эстетических пристрастиях вообще. Я настолько перестала считать, что мое мнение хоть краешком касается объективности, что не только перестала высказываться на тему "хороший-нехороший фильм", "красивая-некрасивая вещь" и "что ни в коем случае не будет носить хорошо воспитанная дама", но меня коробит, когда другие это делают. Кто их-то поставил завотделом?

воскресенье, 24 марта 2019 г.

Волшебная гора. Часть 5

Оптимизм и крематории


Американские рождественские марки, собирающие деньги в фонд борьбы с туберкулезом

Санатории публиковали статистические данные, показывающие, что продолжительность жизни чахоточных в санаториях значительно превышает продолжительности жизни больных, как они выражались, "внизу", но несмотря на усилия врачей, круглогодичный загар и ночевки в сугробе, пациенты в санаториях периодически умирали.

пятница, 22 марта 2019 г.

Волшебная гора. Часть 4

Любовь во время Белой Чумы



Немедленно после прибытия в санаторий новеньких ознакамливали с расписанием дня и предупреждали об ответственности за нарушения режима. Поскольку режим был факически основным лечебным фактором, то относились к нему чрезвычайно строго. Постояльцы регулярно сравнивают жизнь в санатории с казармой. Для тех, у кого не было высокой температуры, день начинался в семь утра с обливания ледяной водой, за которым следовали два стакана молока и полутрочасовая прогулка по горам (а потом - лежать).

Несмотря на строжайшую дисциплину, над санаториями вечно витал легкий скандальный душок. Чахотке всегда приписывалось свойство наделять страждущих повышенным эротизмом. Не знаю, есть ли этому какое-то научное объяснение, или возбужденное состояние от постоянного небольшого жара тому виной, или просто сам факт изоляции от общества и нормальной жизни разнополой скучающей группы людей, многим из которых было уже нечего терять. Но сплетни над санаториями роились непрерывно, и персоналу приходилось затрачивать нечеловеческие усилия, чтобы поддерживать в чистоте и непорочности репутацию своих заведений.

четверг, 21 марта 2019 г.

Волшебная гора. Часть 3

3. Горизонтальная жизнь



Эта изящная вещица из синего стекла была непременным атрибутом жизни в санатории. "Blue Henry" - карманная плевательница с крышечкой, скромный боец невидимого фронта борьбы с распространением инфекций

"Покой" - перемежающийся с предписанными врачом прогулками - был другим базовым принципом лечения туберкулеза. Под покоем подразумевалось неподвижное лежание в кровати или на шезлонге. Считалось, что чем меньше человек двигается, тем меньше он кашляет, и каверны в легких быстрее затягиваются. То есть, мы сначала гуляем, дышим и душим бактерии кислородом, потом лежим и затягиваем изъязвления в легких. Rinse and repeat. Вновь прибывшего больного могли приговорить к многонедельному постельному режиму, который, если состояние улучшалось, начинали очень постепенно разбавлять, сначала разрешая вставать на один час в день, потом на два, три и четыре. Но все, даже самые ходячие, пациенты, принудительно лежали пару часов до обеда и еще пару часов перед ужином. Как говорят герои "Волшебной горы" , "мы ведем тут горизонтальный образ жизни".

среда, 20 марта 2019 г.

Волшебная Гора. Часть 2

Горы и солнце



Роман Э.М.Ремарка, который большинство из нас знает под названием "Жизнь взаймы", на самом деле называется "У небес нет любимчиков"

Высокогорные туберкулезные санатории, о которых, собственно, я и собираюсь рассказывать, были, как многое в этом мире, результатом счастливой случайности. В 1850 году студенту-ботанику Германну Бремеру (Hermann Brehmer) диагностировали туберкулез и настоятельно порекомендовали переехать из родной продымленной Силезии в более здоровый климат. Бремер, не будь дурак, поехал собирать гербарии в Гималаи. Через четыре года он возвращается домой совершенно здоровым, загорелым и полным решимости избавить человечество от "белой чумы", как тогда выражались. Он бросает ботанику, переводится на медицинский факультет, и пишет диссертацию под оптимистичным названием "Туберкулез излечим".

Бремер был убежден, что он совершенно выздоровел, и что чудо совершил здоровый климат и правильный образ жизни. Он открывает в Герберсдорфе, на юго-западе современной Польши в лесистой горной долине Столовых гор, первый санаторий для легочных больных.

вторник, 19 марта 2019 г.

Волшебная гора. Часть 1

Медицина и литература



Помню, как всю зиму 2015 года я кашляла. Кашляла и загорала на балконе в верхе от купальника и джоггерах, вокруг меня лежал снег и кто-то спрашивал меня в Инстаграме, не тронулась ли я умом. А я в ответ выкрикивала: "Горы! Солнце!" и пила цельное непастеризованное молоко.

Сухой солнечный климат предгорий - благодать для легочных больных. Я об этом слышу с детства, с тех времен, когда советских детишек высылали из сырых мрачных городов на Алтай - восстанавливаться после пневмоний и бронхитов. Эти традиции, вместе с закаливанием и растиранием холодной водой, коренятся в до-антибиотиковых временах, когда туберкулезные санатории на крышах цивилизованного мира царили, как сверкающие короны из стекла и бетона - венцы гигиены новейшего времени.

Это был не первый - и не последний - раз, когда широко распространенная болезнь оказала формирующее влияние на европейскую (и североамериканскую) культуру. Сто лет назад чахотка была настолько большой частью жизни, что она повлияла на развитие гражданской инженерии, прикладных искусств и идеологий. И пока я кашляла, я с большим интересом узнала, как гелиотерапия сказалась на развитии архитектуры, терапия покоя - на современном дизайне мебели, а санаторный режим внес вклад в мировую литературу.

понедельник, 18 марта 2019 г.

SATC и Чудеса Исторического Подхода


Давным-давно, до изобретения кабельного телевидения, люди по вечерам читали романы. Романы печатались в журналах частями с продолжением. Интеллигентные люди, жившие в Туле и Свердловс Екатеринбурге через чтение романов могли прикоснуться к далекой восхитительной жизни – другой жизни, лучшей жизни, жизни полной приключений, страстей, блеска, убийств, аристократов, погонь под луной – в зависимости от тематики романа. Как и теперь с сериалами, особой популярностью пользовались скандальные романы из жизни богатых и знаменитых. Одним из таких романов был «Анна Каренина».

До того, как стать памятником мировой культуры, «Анна Каренина» была окном замочной скважиной в гламурный мир столичной аристократии. Дамы подкупали наборщиков, чтобы получить копию очередной части романа до того, как она выйдет в печать (роман печатался пять лет). Секс! Развод! Скандал! Двойная жизнь! Еще развод! Офицеры! Скачки! Поездка в Италию! Самоубийство! – и все это на фоне роскошних особняков и шикарных новинок техники (паровоз). «Анна Каренина», господа, заменяла дореволюционным бабам Инстаграм знаменитостей. Печатаясь в журнале «Русский Вестник», она сделала для России то, что для США и позже для всего телевизованного мира сделала авторская колонка «Секс энд зе Сити» в газете «The New York Observer».



Положим руку на сердце и признаемся сами себе: где бы мы ни родились и в какую бы школу ни ходили, нас воспитали культурными снобами. Мы судим о качестве человека по содержимому его книжых шкафов и умеем метко презирать. При этом многолетнее засилие исторического материализма совершенно не воспитало в нас привычки исторического релятивизма (что доказывает только одно: засилие это было чисто номинальным). Мы легко обнаруживаем культурную ценность ночного горшка XII века, но в упор не видим культурной ценности современного ночного горшка. Как сказала однажды моя сокурсница, "культура для нас - это не плевать в трамвае".

Поэтому всякий, читающий, допустим, "Записки у изголовья" - крутой перец-эстет, а тот, кто читает "SATCTB" ("Sex and the City" the Book в отличие от одноименных the TV Series and the Movie) - глупое блондинко. Но если посмотреть на обе эти нетолстые книжки глазами Энгельса: настолько ли велика разница между Сей Сенагон и Кандас Бушнелл?

Обе книги представляют собой не "романы" как совершенно misleading говорят нам каталоги, а собрания сюжетно несвязанных между собой разножанровых отрывков, описывающих не столько жизнь, сколько стиль жизни современной (автору) столичной (не будем придираться к слову) элиты. Обе книги представляют собой литературно обработанные дневниковые записи, содержащие массу фактического материала о том, как проводили время, о чем говорили, чем интересовались, какими вещами были окружены и чем были одержимы представители распутной и изысканной верхушки общества, о которой автор знала просто потому, что к ней принадлежала (также как и Л. Н. Толстой). По таким книжкам историки восстанавливают жизнь как она была давным-давно, в красивом и романтическом прошлом. В случае SATCTB это прошлое еще просто не наступило.

Представьте себе, что нас отделяет от 1995 года не жалкие 25, а те же самые 800-900 лет, которые отделяют нас от эпохи Хэйан. Все исчезло. Нет такси, нет смартфонов, нет самолетов, нет дорожных сумок, контактных линз, кабельного телевидения, шляп, сигарет, телевизоров, ароматических свечей, свиданий... Этого нельзя повторить.

А теперь прочтите:

"Одним дождливым январским днем некая особа - назовем ее Амалита Амальфи - прибыла лондонским рейсом в аэропорт Кеннеди. На ней было белое пальто от Гуччи из искусственного меха, черные кожаные брюки, пошитые в ателье “Нью-йоркская кожа” (“...из такой кожи больше не шьют - еле выхватила из-под носа у Эль Макферсон!”), и солнечные очки. Ее багаж состоял из десяти роскошных дорожных сумок, и ее запросто можно было принять за кинозвезду. Не хватало только лимузина, но она устранила это досадное недоразумение, очаровав какого-то представительного бизнесмена, который тут же вызвался помочь ей с багажом. Устоять он не мог, как не смог бы устоять ни один мужчина на его месте, и не успел он опомниться, как уже катил в своем служебном лимузине в сторону центра в сопровождении прекрасной незнакомки и ее десяти сумок, умоляя ее отужинать с ним".

"Госпожа кошка, служившая при дворе, была удостоена шапки чиновников пятого ранга, и ее почтительно титуловали госпожой мебу".

пятница, 15 марта 2019 г.

Флапперы. 4. Вредные привычки

Справедливости ради нужно сказать, что не все привычки флапперов были вредными. Именно они ввели в жизнь масс женщин занятия как физкультурой, так и спортом. Редкие дамы, которые до Первой Мировой занимались спортом, были де-факто циркачками - где-то между бородатой женщиной и карликом на козе. Флапперы занимались спортом по совершенно иным, чем мы, мотивам. На здоровье им было начихать - они просто хотели делать то, что до этого могли делать только мужчины. Фактически дословно то, что пели Runaways в начале 70х (что навевает печальные мысли об исторической судьбе эмансипации в целом):

I wanna be where the boys are
I wanna fight how the boys fight
I wanna love how the boys love
I wanna be where the boys are


четверг, 14 марта 2019 г.

Флапперы. 3. Внешний вид

"Вечеринка в честь моего дебюта началась три дня назад, но вчера вечером я устала окончательно и, покинув, гостей, отправилась спать,потому что на третий день я обычно теряю интерес к вечеринкам, а Дороти не теряет его никогда, и сегодня утром, проснувшись, я увидела, как Дороти прощается с какими-то гостями. У Дороти столько жизненной силы - ведь последними гостями были те, которых мы пригласили, когда ездили купаться на Лонг-Бич, а это происходило позавчера, и они-то были еще совсем свеженькие, но Дороти выдержала всю вечеринку с начала до конца и даже, в отличие от большинства джентльменов, не ходила в турецкие бани." 
"Джентльмены предпочитают блондинок", - Анита Лус, 1925

Канонический внешний вид флаппера сформировался только к 25-26 году: на то, чтобы так кардинально изменить эстетические предпочтения потребовалось время. Теперь их диктовал гипермобильный образ жизни и совершенно новые приоритеты. Традиционная дама тратила деньги на детей, мебель и еду. Флаппер тратит их на шмотки, выпивку и патефонные пластинки. В моду входит легкое, стройное, спортивное телосложение, предрасположеное не к деторождению, а к к танцам до упаду.

Волосы к этому времени остригли уже почти все, но многие благоразумно сохранили свои шиньоны и прицепляют их на затылок, отправляясь на официальные мероприятия. Однако так коротко, как великая Джозефина Бейкер - под Итон, с бритым затылком, - стригутся только флапперы. Шляпка клош сразу говорит о том, что волосы у вас очень короткие. Клош носили, низко надвинув на выщипанные в ниточку брови, и девушка выглядывала из него загадочно, как кошка из печной трубы. Консерваторы содрогались: девица в такой круглой шляпе, из-под которой почти не выбивались волосы, казалась лысой.

2803aaa1bee1

Этель Хейз замечает: "Не так давно наши мужественные костюмы компенсировались самыми что ни на есть женственными куафюрами. Теперь мужским стрижкам противостоят исключительно женственные туалеты". 


среда, 13 марта 2019 г.

Флапперы. 2. Моральный облик

We're all alone, no chaperone
Can get our number
The world's in slumber--let's misbehave!

(Cole Porter)

Равенство между полами утверждается везде и повсюду: от появления женщин на рабочих местах до их желания встречаться или не встречаться с ухажерами, которые им нравятся, и делать с ними в темном углу всё, чего просит молодое здоровое тело: вы что, Фрейда не читали? Начало было положено очень скромно: девушки вытребовали себе право встречаться с молодыми людьми без присмотра старших. Я не имею в виду встречаться наедине. До сих пор приличные девицы даже если встречались с ухажерами на людях - в гулянии, на катке или в театре - их всегда сопровождала какая-нибудь незамужняя тетушка. "Долой шаперонов!" - лозунг десятилетия.



вторник, 12 марта 2019 г.

Флапперы. 1. Среда обитания

Во-первых, "флаппер", а не "флэппер". Во-вторых нехорошо обзывать флапперами всех модных молодых женщин 20-х годов поголовно. Слово "флаппер"  было не то, чтобы ругательством, но уж точно не похвалой. Это снисходительное насмешливо прозвище, которое солидные люди бросали сверху вниз на особ молодых и легкомысленных. "Флаппер" вообще-то означает "слёток": едва оперившийся птенец, который вывалился из гнезда и делает жалкие попытки научиться летать, барахтаясь в пыли: зрелище позорное, но по-своему умилительное.

flappermag3Другое дело, что сами девушки скоро адаптировали это прозвище и, как выражался только набирающий тогда популярность Дэйл Карнеги, лишили ветра паруса своих врагов. Флапперы начинают сами себя называть флапперами с присущей им бравадой, а появившийся в 1922 году журнал "Flapper" выходит с жизнерадостным подзаголовком "Не для старых хрычовок".

На дворе "буйные" (в Америке), они же "золотые" (в Европе) двадцатые годы: эпоха джаза, индустриализации и победного шествия коммунизма. Изобрели телевизор, перелетели через Атлантику и отрыли могилу Тутанхомона. Общий настрой в мире - если не считать потрёпанной Германии - оптимистичный и самоуверенный. На фоне стремительной урбанизации жизнь кошмарного количества людей радикально меняется не по дням, а по часам.

Флапперов отличал в первую очередь именно их образ жизни, а канонизированный внешний вид (короткие волосы, яркий макияж, сигарета в длинном мундштуке и т.д) был лишь следствием их стиля жизни. Их моду постепенно переняли женщины всех слоев общества, но они от этого не стали флапперами, также как то, что я ношу черную кожанку не делает меня Hell Angel'ом. Также и шляпка-клош и стрижка под боб не делает женщину Луизой Брукс. Флаппер - это то, что в голове, а не то, что на голове. А в головах у них был ветер.

пятница, 8 марта 2019 г.

Пляжная культура эпохи джаза

Часть пятая и последняя. Ночь Нежна


Откровенно говоря, Мёрфи больше любили Зельду. Когда они только познакомились, она была еще очаровательной, всегда веселой, оживленной девушкой с отличным вкусом и большой индивидуальностью. А Скотт уже был мрачным пьяницей и, выпив, становился невыносимо бесцеремонен. Он задавал бестактные вопросы, считая, что у него, как писателя, есть богоданное право лезть в личную жизнь людей, и чувство юмора у него было как у грузчика. Джеральду однажды пришлось натурально забанить Фицджеральда с "Виллы Америка". Расшалившись, тот начал швырять Сарины драгоценные венецианские бокалы с террасы в сад, и Мёрфи строго попросил Скотта уйти и не появляться три недели.


Картина Дж. Мёрфи "Вилла Америка". Ага, живописное полотно

четверг, 7 марта 2019 г.

Про девочек со спичками и пролетарскую революцию


Парижские гризетки травились фосфорными спичками не так уж долго. Начиная с семидесятых годов XIX века сначала европейские страны, а потом и США запретили использовать ядовитый белый фосфор для изготовления спичечных головок и замили его безопасным красным фосфором. Великобритания не поддержала этот запрет, заявив, что он препятствует свободе предпринимательства. Дело в том, что несмотря на то, что так называемые «безопасные» спички из красного фосфора были, действительно, безопаснее и для производителей и для пользователей, английская публика предпочитала «люциферовы» спички из белого фосфора, потому что их можно было зажигать обо что угодно, а не только о коробок. Да, иногда они вспыхивали в кармане, иногда они обжигали руки и лицо, ими периодически наедались и умирали дети, но чего не потерпишь ради удобства.

Ведущим производителем спичек в Лондоне была фабрика Bryant & May. Спички тогда делали вручную. Элементарная операция: берешь деревянную палочку и макаешь ее в фосфорную пасту. Поскольку это считалось простой работой, то на нее нанимали девочек-подростков 13-15 лет. «Простой» их служба была только в сравнении с работой в сталепрокатном цехе или в шахте. Рабочий день начинался в 6:30 утра и заканчивался в 6 вечера, и все это время они проводили на ногах, получая мизерную плату (никто не работал официально ограниченных законодательством 10 часов в день, потому что на это невозможно было прожить, в среднем девушки работали по 14 – 16 часов), из которой на руки они как парвило получали едва ли половину – остальное уходило на штрафы. Работниц штрафовали за разговоры, за то, что ноги грязные, за то, что присядешь на пол (даже во время перерыва они должны были стоять), уйдешь в туалет без спроса, уронишь спички и т.д.

Но самым скверным во всем этом был сам факт, что они круглый день работали с белым фосфором. Это сильный яд, и если постоянно дышать его парами, то начинается множественный отказ органов. Когда девицы выходили с работы, улицы вокруг фабрики покрывались лужами светящейся блевотины. Поскольку они должны были обедать прямо на рабочем месте, то частицы фосфора осаждались на их еду и попадали как в пищеварительную систему, так и просачивались через каверны в зубы, вызывая так называемую «phossy jaw» - некроз челюсти.

«Фосфорная челюсть» начинается с зубной боли, но потом некроз выедает дыры в челюсти, вызывая страшные боли, гнойные выделения и омерзительный запах, не говоря уже об уродстве, когда нижняя челюсть постепенно разрушается и выкрошивается (это если не умереть раньше). Руководство фабрики из соображений профилактики требовало от девушек, чтобы при первых признаках болезни они удаляли все зубы. Все, под корень. Когда какая-то беременная работница отказалась это делать, резонно беспокоясь, что от такой операции у нее может случиться выкидыш, ее уволили без выходного пособия.

В июне 1888 года социалистка Анни Безант написала разоблачительную статью в газету под заголовком «Белое рабство в Лондоне», где она описывала условия работы на спичечной фабрике и призывала байкотировать продукцию Bryant & May. «Эти девушки в 15 лет лысеют потому что у них волосы вытираются от ношения ящиков на головах. Почтенные провинциальные всященники, получающие 23% прибыли на акциях «Брайант и Мэй», посадите на колени своих дочерей и погладьте их по волнистым кудрям, полюбуйтесь на их красоту».

Руководство фабрики, обеспокоенное общественным резонансом, потребовало от работниц подписать меморандум, в котором говорилось, что статья лжет и они довольны своим положением. Те из них, кто отказался подписывать, были уволены.

В ответ тысяча четыреста девушек не вышли на работу, требуя улучшения условий труда и отмены штрафов. Фабрика остановила работу. Стачка продолжалась три недели – беспрецедентная продолжительность на то время (Анни Безант удалось организовать сбор средств в пользу стачечников) и была выиграна, а организация работниц положила начало массовому движению профсоюзов в Европе.

Пишу это сочинение это не для того, чтобы у вас торт поперек горла встал, а чтобы выразить почтение сакральному смыслу сегодняшнего дня. Смысл этот не в том, чтобы заставлять мужиков покупать цветы и мыть посуду. С Днем трудящихся женщин всех, кого это касается. Желаю вам, чтобы никакой пошляк не опустил вас сегодня обращением «милые дамы».

Think equal, build smart, innovate for change


среда, 6 марта 2019 г.

Пляжная культура эпохи джаза

Часть четвёртая. Надувная лошадь и прибавочная стоимость


Финансовое благополучие Дайверов (и Мёрфи) было прямым результатом экономического подъема 20-х годов. С 1922 по 1929 год экономика США переживает бум, благодаря которому американцам и удалось так быстро колонизировать Лазурный берег: доллар котировался высоко по отношению к европейским валютам, и даже среднего достатка американцы чувствовали себя во Франции богачами.


Фотография Эдварда Стейшена (Edward Steichen) для "Vogue": в 20х годах этот американский журнал с успехом начинает распространяться в Европе

В 1920 году финансовый секретарь, и в будущем президент США, Герберт Гувер убедил лидеров индустрии добровольно поднять зарплаты рабочим, чтобы заткнуть рты профсоюзам и увеличить покупательсткую способность населения. Одновременно благодаря новым технологиям, распространению электричества в производстве и изобретенных Генри Фордом сборочным линиям, себестоимость товаров широкого потребления серьезно сократилась. Американцы впервые заболели шопоголизмом в той форме, от которой безуспешно пытаются излечиться сейчас.

Вещи, которые в предыдущем десятилетии были доступны только богатым: машина, пылесос, холодильник, стиральная машина - становятся доступны среднему классу. Радио становится самой модной и самой желанной игрушкой. Радио в 1920х годах - это как сейчас iPad, причем wifi всегда бесплатный. С радио к вам домой приходил целый мир - музыка, новости, театр, спорт, сплетни о знаменитостях, моды (да, модные тренды наговаривают в радиорепортажах - развивайте воображение!). Благодаря развитию радио и глобализации поп-культуры начинает развиваться новая индустрия: реклама. Новая экономическая политика требует, чтобы люди тратили деньги сразу, как только получали. Реклама начинает не отвечать на спрос, а производить спрос.


"Розмэри с любопытством разглядывала их пляжное имущество: четыре больших зонта, дававших густую, надежную тень, складная кабина для переодевания, надувной резиновый конь - еще незнакомые ей новинки послевоенной промышленности, первые образцы возрожденного производства предметов роскоши, нашедшие первых потребителей"

В 20 годы возникает концепция "стиля жизни" - потому что у людей находится время на эту самую жизнь. Бытовая техника колоссально облегчает домашний труд и высвобождает массу времени. Вместо домашних заготовок на кухнях появляются покупные консервы и варенья, и одежда купленная в магазине замещает самодельную. У людей появляется досуг, особенно у домохозяек. Разумеется, спросы растут все равно быстрее зарплат. Вдохновленные рекламой, американцы открывают для себя новый способ покупок: в кредит и в рассрочку. Они не могут угнаться за богачами, но они очень стараются. Появляется ощущение, что в самом демократическом обществе мира стирается граница между классами.

Многим кажется, что достаточно заработать некоторое количество денег, и раскроются алмазные врата, и вы окажетесь вхожи в сияющие сферы, куда раньше вам не было доступа. Но это был чистой воды мираж. Стандарты жизни горожан - не только среднего класса, но и рабочих - быстро росли, но доходы богатых росли еще быстрее, благодаря понижению налоговых ставок и биржевому буму. Богатые становились не просто богаче, а гораздо богаче. К примеру, в это десятлетие количество американцев, владеющих автомобилем, увеличилось с каждого пятнадцатого до каждого пятого. Но почти все эти автомобили были одинаковыми черными фордовскими Model T она же "Жестянка Лиззи" - практически, трактор с диваном, стоимость $260 - внизу на фото справа. Почему у Гэтсби машина кремового цвета? Потому что цветные машины означали custom-made, люксовую уникальную вещь. А у Дайверов, между прочим, была Изотта-Фраскини - внизу на фото слева. Изотты были вообще все по определению custom-made: штучное производство. Не думаю, что нужно распинаться, насколько это было не то же самое - фотография говорит сама за себя.



Скотт Фицджеральд был таким типичным американцем экономического бума. Никто со времен "Анны Карениной" не описывал мат. часть с таким упоением. "Она накупила пестрых бус, искусственных цветов, надувных подушек для пляжа, сумок, шалей, цветочного меду и штук десять купальных костюмов. Купила резинового крокодила, кровать-раскладушку, мебель для кукольного домика, пару попугайчиков-неразлучников, отрез новомодной материи с перламутровым отливом, дорожные шахматы слоновой кости с золотом, дюжину полотняных носовых платков для Эйба, две замшевые куртки от Гермеса — одну цвета морской волны, другую цвета клубники со сливками."

Не нужно быть специалистом в истории литературы, достаточно почитать что угодно из Фицджеральда, чтобы это было ясно: Скотт нервозно обожал богатых людей и одновременно ненавидел их. Дело было даже не в собственно деньгах: как раз в это время денег у него самого было много. Но Скотт подспудно чувстовал, что деньги владеют им, а не он владеет деньгами. Он не умел быть богатым. Деньги проходили у него сквозь пальцы и не делали из него сверх-человека, как это происходило с Дайверами. А он, как Джей Гетсби, торчал там как пугало огородное в своих розовых рубашках и на желтом автомобиле. Воплощение пошлого нувориша.


Еще одна обложка Истман

Скотт не был из прямо уж бедной семьи, но он был из семьи недостаточно богатой для своих амбиций. Он учился в Принстоне, но для его семьи это была роскошь. В университете он постоянно сравнивает себя с ребятами из действительно богатых семей, для которых Принстон был чем-то ординарным. И так всю жизнь. Он становится знаменитым писателем, потому что для него это единственный способ женится на девушке очень богатой, причем Зельда пришла из "старых денег", наследстенной денежной аристократии Юга. Ему постоянно кажется, что он недостоин людей, среди которых вращается.

Пресловутый анекдот о раболепстве Скотта перед богачами разнес по миру не слишком щепетильно отнсящийся к фактам Хемингуэй. В "Снегах Килиманджаро" читаем: "Он вспомнил беднягу Скотта Фицджеральда, и его восторженное благоговение перед ними, и как он написал однажды рассказ, который начинался так: "Богатые не похожи на нас с вами". И кто-то сказал Фицджеральду: "Правильно, у них денег больше". Но Фицджеральд не понял шутки. Он считал их особой расой, окутанной дымкой таинственности, и когда он убедился, что они совсем не такие, это согнуло его не меньше, чем что-либо другое." Смешно то, что на самом деле эту фразу: "Богатые отличаются от нас с вами" - сказал не Скотт, а сам Хем, у которого, несмотря на его показной героизм и агрессивное презрение к богачам, явно был massive chip on the shoulder. В 1925 году его семья с больным ребенком живет на Лазурном берегу практически за счет пригласивших их Мёрфи, которые оплачивают врача и постоянно подбадривают и материально поддерживают Хема. Я еще расскажу о том, как он им за это отплатил, а сейчас вернемся к Скотту и его комплексам.


Порядок выезда на пляж на автомобиле и купания с плотика для простых людей, у которых нет собственного пляжа

Мёрфи были одними из тех самых богачей верхнего эшелона, представлявшего собой замкнутую касту, войти в которую было невозможно, заработай ты хоть все деньги на свете. Сара и Джеральд были исключением из своего круга, по причине своей богемности и свободолюбия, но их образ жизни все равно не мог не отличаться от образа жизни их по-настоящему богемных друзей, художников, писателей и композиторов, финансовое благополучие которых напрямую зависело от конъюнктуры и от количества вложенных рабочих часов. На вилле "Америка" был целый штат прислуги: повер, две горничные, фермер, шофер, няня и молодой кузен Дягилева, который был чем-то навроде интерна, исполняя обязанности художественного ассистента, учителя, повара, придворного шута и шкипера Джеральдовой яхты. При этом у Мёрфи был прекрасный вкус и в том, как они тратили деньги не было ни грамма вульгарности.

Перед Скоттом - как перед Розмари в первой части романа - разворачивается идеальная жизнь и люди, организующие эту жизнь, кажутся полубогами. Образованные, талантливые, щедрые - они, действительно, казались "другими", непохожими на ординарных людей: "Дик утверждал, что ни один американец — за исключением его самого — не умеет спокойно держаться на людях, и они искали примера, чтобы поспорить на этот счет. Но, как назло, за десять минут не нашлось никого, кто, войдя в зал, не сделал бы какого-то ненужного жеста, не провел бы рукой по лицу, например." Их трудно не идеализировать. Пробежку Николь по магазинам Скотт раздувает в поэму индустриализации.


Американская мода лета 1925 года: зацените традиционные купальные костюмы справа

"Чтобы Николь существовала на свете, затрачивалось немало искусства и труда. Ради нее мчались поезда по круглому брюху континента, начиная свой бег в Чикаго и заканчивая в Калифорнии; дымили фабрики жевательной резинки, и все быстрей двигались трансмиссии у станков: рабочие замешивали в чанах зубную пасту и цедили из медных котлов благовонный эликсир; в августе работницы спешили консервировать помидоры, а перед рождеством сбивались с ног продавщицы в магазинах стандартных цен; индейцы-полукровки гнули спину на бразильских кофейных плантациях, а витавшие в облаках изобретатели вдруг узнавали, что патент на их детище присвоен другими, — все они и еще многие платили Николь свою десятину. То была целая сложная система, работавшая бесперебойно в грохоте и тряске, и оттого, что Николь являлась частью этой системы, даже такие ее действия, как эти оптовые магазинные закупки, озарялись особым светом, подобным ярким отблескам пламени на лице кочегара, стоящего перед открытой топкой. Она наглядно иллюстрировала очень простые истины, неся в себе самой свою неотвратимую гибель, но при этом была полна такого обаяния, что Розмэри невольно захотелось подражать ей."

Кажется, что Скотт всю жизнь путал причину и следствие. Ему с детства казалось, что большие деньги являются наградой за высокую культуру, а не наоборот. Что некоторый вид людей с рождения наделен магией, которая заставляет все вокруг них становиться утонченно-легким и подлинным, и их богатство - это лишь следствие распространения этой магии на мир. Проблема Гэтсби была в том, что - в отличие о Скотта - он этого не понял и попытался купить волшебство на доллары, перевести количества в качество. Он провалился, и Скотт долгое время думает, что он знает, почему, пока волшебный мир не начинает рассыпаться у него на глазах и он не убеждается, что, лишенные денег, эти полубоги становятся такими же уязвимыми, порочными и уродливыми, как остальные люди. Деньги не спасают. А больше у них и нет ничего.


Обложки Vanity Fair за июнь 1925 и декабрь 1929

Скотт наблюдает их жизнь в течении десятилетия и на его глазах чудесная жизнь Мёрфи - и всего поколения эпохи джаза - покатится в тартарары. Биржевый крах 29-го выдернет из-под их ног ковер-самолёт. Те, у кого было что-то за душой, кроме денег - выживут. Но Дайверы не доживут даже до этого дня. История Дика подтверждает то, что мне уже неоднократно приходило в голову по другим поводам: что эксцентричность, свободомыслие и презрение к общественному мнению, это не признаки особого таланта, а признаки расцветающей социопатии. Мысль о том, что человека не должно беспокоить, что подумают о нем другие, - опасна. Психопаты именно этим и отличаются от нормальных людей. Вы не можете быть жестокими к плохим и несимпатичным людям, но при этом быть гуманными и порядочными. Дайверы были чрезвычайно элегантными утонченными живодерами. Вся их жизнь точно выражена в странном принципе Дика насет того, что ни в коем случае нельзя надеть помятую рубашку, но можно несвежую - лишь бы она была отутюжена. Деньги не спасут их ни от чего: ни от тюрьмы и драки, ни от непонимания с бывшей подругой, ни от стыда, ни от алкоголизма, ни от распада брака. За какие-то шесть лет их идеальный мир будет разрушен до основания. Что останется, так это шестьсот страниц великолепной прозы.

понедельник, 4 марта 2019 г.

Пляжная культура эпохи джаза


Часть третья. Трусы и политэкономия


Вспомним первый раз когда компания Дайверов оказалась в поле зрения Розмари.

"С другой стороны, совсем неподалеку, лежала под зонтом молодая женщина, что-то выписывавшая из раскрытой на песке книги. Она спустила с плеч лямки купального костюма, и ее обнаженная спина блестела на солнце; нитка матового жемчуга оттеняла ровный апельсинно-коричневый загар. <...> Рядом сидел стройный мужчина в жокейской шапочке и трусиках в красную полоску; дальше та белозубая женщина, которую Розмэри заметила на плоту; она сразу увидела Розмэри и, как видно, узнала. Еще дальше — мужчина в синих трусиках, с длинным лицом и открытой солнцу львиной гривой был занят оживленной беседой с молодым человеком явно романского происхождения в черных трусиках; разговаривая, они перебирали песок, выдергивая кусочки засохших водорослей".



Только в 1931 году передовик купальникостроения компания Jantzen выпустит модель, специально расчитанную на то, чтобы носить со спущенными с плеч лямками: подмышками продернут шнурок, удерживающий купальник на месте

пятница, 1 марта 2019 г.

Пляжная культура эпохи джазза

Часть вторая. Загар как высшая стадия развития капитализма


Вилла Америка была первым на Лазурном берегу сооружением с плоской крышей, предназначенной для принятия солнечных ванн. В эпоху джаза людей беспокоила не меланома, а туберкулез, остающийся второй по массовости причиной смерти. Антибиотиков еще не изобрели, и чахотку "лечили" - если это можно назвать лечением - общим улучшением образа жизни: покоем, усиленным питанием, свежим воздухом, теплым климатом и, с недавнего времени, солнцем.


Реклама мыла Lux: на этой гигиенической пропаганде начала десятилетия дети играют на пляже в купальниках, а дамы сидят в платьях