пятница, 31 мая 2019 г.

Золотая лихорадка. Часть 1

НЕ ТАКОЙ УЖ ПРЕЗРЕННЫЙ МЕТАЛЛ



Современные люди время от времени задаются вопросом: почему, собственно, золото? Что в нем такого особенного? Есть его нельзя, обогреться им нельзя, пользы от него не больше, чем от других металлов, а иногда и меньше. От алюминия, например, вон какая польза, от железа опять же, от палладия. Каждый, кто бросал натрий в унитаз и сдергивал ручку, знает, что развлекательная сила у него гораздо больше, чем у золота в той же ситуации. Редкость? Есть элементы и пореже. Устойчивость к коррозии? Но это не единственный металл, который не ржавеет. Красота? Ну это вопрос личного вкуса: ей нравится золото, а мне, допустим, молибден. Мужчины особенно интересуются. Как в ювелирный отдел зайдут - так и начинают интересоваться, не за электропроводность ли мы его так ценим?

вторник, 21 мая 2019 г.

Корсары и зомби. Сахар и соль. Часть 7 и последняя

ЗОМБИ 

Определение: ЗОМБИ – это человек, душа которого находится в заключении вне тела*, а тело оживлено магией.Зомби не являются живыми, но они не являются и технически мертвыми: они двигаются, разговаривают (но медленно и неуклюже), едят, спят. Поэтому зомби не похожи на разлагающиеся трупы, которые мы видим в кино: они выглядят как люди, только анорексичные и без выражения на лице, без мысли в глазах. Состояние зомби не передается как вирус через укус или слюну: каждый зомби это результат направленного злонамеренного волшебства. Зомби по натуре своей не агрессивны и не набрасываются на людей, напротив, они пассивны и медлительны. Это бездушный автомат, лишенный воли, ума, характера, не осознающий, что с ним происходит.

Вообще, труднее всего мне было найти, откуда пошла гениальная современная идея, что зомби едят мозги. Я так толком это и не выяснила. Даже сам автор голливудской концепции зомби режиссер Джордж Ромеро – творец культовых трешевых мувиков шестидесятых годов про Living Dead – даже он не знает, откуда эта гадость повелась. “Когда, - говорит он, - меня просят автограф и говорят “Напишите “Eat brains!” - я до сих пор не понимаю, к чему бы это”.

Короче говоря, то, что современный человек называет “зомби”, вообще не имеет ничего общего с оригинальной концепцией, появившейся на плантациях Французского Гаити. Оригинальная концепция была гораздо более депрессивной.



Жрецы вуду под арестом, 1860 гг.

понедельник, 20 мая 2019 г.

Корсары и зомби. Сахар и соль. Часть 6

ЧТО ТАКОЕ ВУДУ


По “Черному Кодексу” Людовика XIV, регламентирующему взаимоотношения плантаторов с чернокожими рабами (и заодно, чтоб два раза не вставать, запрещающему евреям селиться во французских колониях*) все африканцы, прибывающие в Америку, подлежали обязательной христианизации. В принципе, христианство с его идеологией терпения и мученичества, могло бы стать эффективным инструментом контролирования рабов. Если бы рабы не умирали раньше, чем их успевали перевоспитать.

«Черный Кодекс» также обязывал хозяев кормить своих рабов и запрещал убивать их без внятной причины. Французскому Гаити наконец удается начать рост чернокожего населения и в конце-концов довести его до полумиллиона (о чем белые серьезно пожалеют, когда выяснится, что они противостоят восставшим невольникам в пропорции 1 : 10), но все еще преимущественно за счет ввоза новых людей, не за счет естественного прироста. В колонии продолжает умирать больше 20 000 рабов в год. Тем не менее, на Гаити постепенно формируется новая нация, и у этой нации возникает своя религия.

Из-за постоянной текучки черного населения христианство не успевало закрепиться как настоящая народная религия, которая передается от родителей к детям: потому что не было семей и не было детей. Вместо этого был постоянный приток новых людей из Африки, которые приносили в Америку свою религию и культуру – из Бенина, Нигерии, Того. Их верования только поверхностно задевались христианскими влияниями и смешивались между собой. В результате на Гаити возникала синкретическая новая религия: гаитянское вуду, voodoo или vodоun.


Эта греко-романская магическая кукла, пробитая гвоздями, не имеет никакого отношения к вуду: люди наводили таким образом порчу по всему миру с незапамятных времен. Особенно часто в этом колдовстве обвиняли протестантских "ведьм"

суббота, 18 мая 2019 г.

Корсары и зомби. Сахар и соль. Сравнительный ппендикс

Мне показалось необходимым включить небольшое отступление, не относящееся строго говоря к теме нашего затянувшегося разговора.

Если вы задаетесь вопросом, как США обошлись таким небольшим процентным количеством рабов, и почему Гаити не стало экономнее расходовать рабочую силу, читайте дальше.

Как и почему рабство в Северной Америке отличалось от рабства в Центральной и Южной Америке (Бразилия тоже была порядочным гадюшником):

пятница, 17 мая 2019 г.

Корсары и зомби. Сахар и соль. Часть 5


РАБСТВО НА ГАИТИ




Чтобы не жевала сахарный тростник

А теперь неожиданные цифры. Никто не знает точно, сколько африканцев было перевезено в Америку. Ученые, политики, энтузиасты теорий заговора пытаются считать и ни у кого не сходятся концы с концами. От 12 до 18 миллионов человек. Известно примерное процентное соотношение. Северная Америка (т.е. факически США) потребила всего 4% ввоза черных рабов. Это не опечатка: четыре. Может, пять. То есть, все это: Хижина дяди Тома, “I had a dream”, Джим, плывущий по реке на плоту с Геком Финном, Мартин Лютер Кинг и Черные пантеры, джаз, блюз и рэп – весь этот огромный культурный слой вызван к жизни потомками 4 - 5% африканцев, привезенных в трюмах невольничьих кораблей. 40% процентов забрала гигантская бездонная Бразилия. А больше 50% были отправлены на горсть Карибских островов. Возникает вопрос: Куда делись все эти люди? Как они туда вообще поместились? Где их потомки?

У них не было потомков. Они умерли, не успев родить детей. Они были замучены молодыми на сахарных плантациях Гаити, Барбадоса, Мартиники, Гваделупе, Ямайки и Кубы.

среда, 15 мая 2019 г.

Корсары и зомби. Сахар и соль. Часть 4

НАЧАЛО ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЙ РАБОТОРГОВЛИ





Плантация сахарного тростника в работе: спереди слева выпаривают сок, справа дальше отжимают стебли

С приватирской помощью странам ФАН удается закрепиться на сравнительно небольших фрагментах Нового Света. Грабить там было нечего, но уже было доказано, что эти теплые местечки можно отлично использовать для разведения ценных тропических культур. До сих пор северным европейцам приходилось покупать импортный сахар по бешеным ценам и они сразу ухватились за возможность вырастить свой собственный сахар. Элементарная на первый взгляд идея неожиданно приведет к промышленному перевороту в Европе, даст возможность ФАН обойти Испанию на повороте несмотря на всё золото инков, а также приведет к страшной смерти миллионов людей и изуродует целый континент.

вторник, 14 мая 2019 г.

Корсары и зомби. Сахар и соль. Часть 3

НА СЦЕНЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ



Французские предприниматели перераспределяют богатства Америки

Пиратство не было американским изобретением. Но в отличие от традиционного пиратства, которое являлось морской формой бандитизма, пиратство в Карибском бассейне было способом перераспределения награбленного между странами-участниками колонизации Америки. Я объясню.

понедельник, 13 мая 2019 г.

Корсары и зомби. Сахар и соль.Часть 2.

ВЕЛИКИЙ ПЕРЕДЕЛ 


Вообще-то Колумб плыл за следующими вещами:

1) золотом

2) драгоценными камнями

3) пряностями

4) накрутить хвост Португалии

Если б он знал, что ехал за мокасинами, помидорами и картошкой, ему б тогда Изабелла Кастильская (жизнерадостная женщина на фотографии внизу), может, и не дала бы грант на поездку, потому что она не была дальновидным хозяйственником. А была она царствующей бандиткой, считавшей, что улучшить состояние казны можно только одним способом: отобрать у кого-нибудь что-нибудь ценное. Что и привело к фантастически крутому графику взлета и падения испанской империи в 16 веке.


пятница, 10 мая 2019 г.

Корсары и зомби. Сахар и соль. Часть 1

Сначала я хотала написать пост (или несколько) о том, что практически все, что вы знаете о пиратах, придумал мой любимый писатель Роберт Льюис Стивенсон. А потом я, по следам поездки в Новый Орлеан, захотела написать о том, что все, что вы знаете о зомби, – это выдумка Голливуда. А немного подумав, я внезапно осознала, что настоящие зомби и корсары – это продукты одного места и времени, дети одной эпохи. Исторические буканьеры и зомби могли, фигурально выражаясь, хлебать из одной миски. Фильм про пиратов Карибского моря с его проклятой командой "Черной Жемчужины", превращающейся под светом Луны в скелеты и не способной умереть, не так уж далеко бьет от исторической истины. Ближе, чем нам кажется.

Оставайтесь с нами и вы больше никогда не будете смотреть на Джонни Деппа прежними глазами и не будете воспринимать сахар и соль как что-то само собой разумеющееся. Только, пожалуйста, не пересказывайте это детям и в школе.

Все началось на Гаити в шестнадцатом веке.

среда, 1 мая 2019 г.

Либек против МакДональдс


Недавно в сети появилась фотография, на которой остроумное канадское кафе иронизирует над распространенным предупреждением, которое обычно печатают на стаканчиках для кофе. На стаканчике написано «Если б это была другая страна, нам бы пришлось напоминать вам, что кофе может быть слишком горячим. Но слава богу, мы в Канаде!»



Эта шутка со всей очевидностью воскрешает старую историю, растрезвоненную по всему миру, и которую вы, скорее всего слышали в примерно такой редакции: одна американка судилась с МакДональдсом за то, что их кофе был слишком горячим, и выиграла миллион доллларов.

Стереотип бессовестной бабы, которая разбогатела, отсудив у популярного ресторана гигантскую сумму денег по совершенно абсурдной жалобе, уже почти тридцать лет является предметом острот и гневной иронии. Козе ясно, что горячий кофе может обжечь. Она заставила платить за собственную неловкость несчастный ресторан, и кроме того, из-за нее мы теперь каждый раз должны чувствовать себя полными идиотами, читая на стаканчиках привет от капитана Очевидность «Осторожно: кофе горячий!»

А сейчас внимание, факты.