понедельник, 13 мая 2019 г.

Корсары и зомби. Сахар и соль.Часть 2.

ВЕЛИКИЙ ПЕРЕДЕЛ 


Вообще-то Колумб плыл за следующими вещами:

1) золотом

2) драгоценными камнями

3) пряностями

4) накрутить хвост Португалии

Если б он знал, что ехал за мокасинами, помидорами и картошкой, ему б тогда Изабелла Кастильская (жизнерадостная женщина на фотографии внизу), может, и не дала бы грант на поездку, потому что она не была дальновидным хозяйственником. А была она царствующей бандиткой, считавшей, что улучшить состояние казны можно только одним способом: отобрать у кого-нибудь что-нибудь ценное. Что и привело к фантастически крутому графику взлета и падения испанской империи в 16 веке.



Над Колумбом висел страшный риск, что по приезду грант отзовут и голову отрубят, потому что из первой своей поездки он привез всякую ерунду: восемь рабов, несколько золотых побрякушек неизвестного происхождения, гамак, ананас и индейку. Честное слово, будь я на месте его инвесторов, Америка так и осталась бы толком не открытой.

Колумбу не оторвали голову только потому, что он убедил испанскую корону, что он открыл принципиально новые территории. Довольно быстро стало понятно, что Антильские острова это-таки не Япония: преимущественно потому, что на них не нашли японцев. Как выглядят японцы в Европе уже знали. Следовательно, Испании нужно было быстро застолбить новые земли – ничейные, поскольку голые местные жители, «тихие и покрытые шрамами», в расчет не брались, - а потом уж можно было выяснять, как эти земли использовать, и где искать там золото.

Проблема была в том, что к этому моменту мир был уже как бы поделен. Папская булла «Inter caetera» («Ко всему прочему») от 1456 года (не путать с одноименной буллой "Ко всему прочему" 1493 года, изданной уже после прибытия Колумба) распределяла права на все будущие завоевания, все Великие Географические открытия, которые будут совершены. Мир делился между Испанией и Португалией. Все, что будет открыто на юг и восток от Канарских островов «вплоть до Индий» отходило Португалии, все, что на запад – Испании. Португалия под благословением этой буллы успешно продвигается на юг вдоль Африканского побережья, надеясь вот-вот добраться потихоньку до Индии (до специй и сахара), и тут, понимаете, приплывает Колумб и утверждает, что он до Индии – то есть, до каких-то неизвестных до сих пор осторовов, которые он называет Вест-Индией, - добрался и застолбил их для испанских королей.


Раздел проходил чуть-чуть левее Африки

Немедленно Испания и Португалия схлестнулись в очень смешном дебате, основанном на неожиданном для того вемени географическом казусе. Представьте себе мир, в котором Америки не существует. Глобус загибается круто в Китае, и из Японии можно в сильный телескоп разглядеть Лондонский парламент. Колумб поплыл на запад от Европы, но острова нашел на восток от Европы, вынырнув на другой стороне карты. «Класс какой, - сказала Португалия, - спасибо вам большое, что вы нашли короткий путь в нашу Индию. Теперь мы будем ею пользоваться. Чмоки-чмоки». Испания онемела на секунду от такой наглости, но быстро оправилась и перевела разговор в папский суд.

– Это где ж такое видано, – кричали испанцы, – чтобы люди снаряжали экспедицию, плыли черт знает куда (с риском, между прочим, свалиться с края Земли), открывали новые земли, чтобы потом за просто так взять и отдать их этим гадам португальцам?

– Что значит «отдать»? – интеллигентно возражали португальцы. – Они как бы всегда были нашими. По булле 56 года «все, вплоть до Индий». Он же говорит, что Индию нашел, так? Ну и из-за чего истерика?

– Вест-Индию! – орала в ответ Испания. – Вест! От слова «Запад»! Который наш! Вы что, картой пользоваться не умеете? Право от лево не отличаете? Все, что налево от Гранд Канарии – наше. А вы этой буллой хотели оттяпать себе Африку – вот и целуйтесь теперь со своей Африкой. У вас, кажется, кто-то плывет вокруг мыса Доброй Надежды? Вот и пускай плывет!..*

Самое смешное, что далеко не все участники этого спора вообще были уверены, что Земля круглая.


Индийский глава ручкуется с добравшимся представителем Европы

Короче, пришлось срочно заключать новый - Тордесильясский - договор, установивший линию раздела мира таким образом, что все, что находилось налево от «папского» меридиана проходящего в 100 лигах от Азорских островов, становилось испанским, а то, что было оттуда направо, - португальским. То есть, Португалии отходил почти весь Атлантический океан с островами, а Испании, как уже потом оказалось, отошла вся Америка. Испания сначала очень возрадовалась, а потом была обнаружена Бразилия, которая, как край юбки, застрявшей в дверях, оказалась на португальской стороне – тут уже возликовали португальцы. И поэтому сейчас практически вся Южная Америка говорит по-испански, кроме Бразилии, которая говорит по португальски. И поэтому всем остальным морским державам, а именно Англии, Франции и новорожденным Нидерландам, пришлось развивать в Новом Свете пиратство. Потому что, если вы заметили, на них Тордессильясский договор вообще не распространялся. То есть, никаких прав на территориальные претензии в Новом Свете они не имели. От слова «абсолютно».



------
* Испанцы в этом воображаемом диалоге немного ошибаются: в 1494 году Бартоломео Диас уже обогнул мыс Доброй Надежды и вернулся, а Васко да Гама еще не отправился в путь, но их эмоции обоснованы: Португалия отказалась финансировать экспедицию Колумба именно потому, что проект да Гамы показался им более реалистичным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий