четверг, 18 июля 2019 г.

Пирамида перевернута. «Черный верх / белый низ» в культурном контексте



Да и нет не говорите, 
Черное с белым не берите, 
Вы поедете на бал? 

Нет ничего легче чем стать похожей на официантку: достаточно одеться по старой доброй схеме «белый верх/черный низ». Где «белый» это любой очень светлый малонасыщенный цвет и «черный», соответственно, — любой очень темный малонасыщенный цвет, а «официантка» —  любой представитель обслуживающего персонала. К примеру темно синяя юбка с светло-голубой блузкой превратит вас в стюардессу, а бежевая рубашка с коричневыми шортами — в почтальона UPS. Соответственно, сделав наоборот: надев темный верх и белый низ, — вы сразу отсигналиваете, что вы платите, а не вам платят.

Не выказывая абсолютно никакого неуважения к работникам сферы обслуживания, хочу разобрать этот стереотип с культурологической точки зрения. Это, считайте, первая часть моего давно задуманного опуса о современных знаках состоятельности, который я когда-нибудь обязательно допишу, если не умру раньше времени.

четверг, 11 июля 2019 г.

Современный этикет как карго культ


Когда в 1945 году война в Южно-Тихоокеанском регионе закончилась и американские войска покинули Меланезию, местные жители ощутили некоторое разочарование. Лично для них война стала временем открытия совершенно нового уровня богатства и процветания. Американские грузовые самолеты доставляли на островные военные базы ящики разнообразного добра, которым солдаты делились с аборигенами. Консервы, одежда, посуда, лекарства — невиданные до той поры дары западной цивилизации, прилетавшие с небес на железных птицах — очень понравились меланезийцам.

Когда американцы уехали, дары перестали поступать. Аборигены не стали сидеть сложа руки. Будучи продвинутыми политеистами без предрассудков, они предприимчиво начали совершать поклонения богам белых людей в зеленой одежде, в расчете, что те услышат и снова принесут с небес на острова замечательные грузы. Аборигены хорошо помнили, что делали их друзья-солдаты, и стали повторять их действия. В джунглях расчистили поляны и протоптали взлетные полосы, возвели бамбуковые радиовышки и построили совсем как настоящие самолеты из соломы. Отряды меланезийцев маршировали с деревянными ружьями мимо радистов, сидевших на вышках с половинками кокоса на ушах. К их величайшему разочарованию, долгожданное карго так и не прилетело на аэродром из грязи и палок.*

Точно так же, как меланезийские карго культы, современные этикетные практики зачастую представляют собой форму симпатической магии: символические ритуальные действия, условно воспроизводящие некоторую предпочтительную реальность, которая должна от этого приблизиться и распространиться на участников. При этом смысл действий совершенно выхолощен и ни к чему не ведет и только конфузит.

вторник, 9 июля 2019 г.

Анна и смерть

Иллюстрация М. Врубеля

“В бесконечном времени, в бесконечности материи, в бесконечном пространстве выделяется пузырек-организм, и пузырек этот подержится и лопнет, и пузырек этот – я”.

Excerpt From
Анна Каренина
Лев Николаевич Толстой

Я понимаю, что Толстой заклеймил «Анну Каренину», и теперь она для всех - роман о семье, но мне всё кажется, что это антология смерти, книга о том, как разные люди люди встречают смерть. Она начинается с маленькой слепой черной точки - мгновенной случайной смерти вокзального рабочего под колесами поезда, затем точки становятся все больше, все жирнее, всё подробнее и ближе, и все по очереди глядят в глаза смерти, и каждый думает о своём. Как рекламный буклет смертей с подробным описанием и ценой.

Потерявшая разум Анна умирает от родильной горячки, в отчаянии и стыде стреляется Вронский, долго и невыносимо мучительно умирает от туберкулеза Николай Левин - и этот, наконец, умирает до конца, перевалив за середину книги. Потом эта совершенно дикая, нелепая - фиктивная - смерть матери у маленького Сережи, который по-детски не верит в смерть, а загнанная, изможденная Долли с ужасом и страстью думает о смерти детей, как об избавлении. И наконец Анна над склянкой опиума начинает мечтать о самоубийстве с ребяческим злым эгоизмом «потом они все меня пожалеют, но поздно будет», и ужасно - смертельно - пугается смерти, но этого страха хватает всего на каких-то двадцать страниц - меньше, чем на сутки. Она спускается по лесенке к путям, выверяет расстояние между первыми и вторыми колесами вагона и успешно прерывает себя, но не весь мир громадного, плотно населенного, разветвленного романа, который после этого продолжается, как будто он не о ней и не ради неё возник, потому что смерть - дело частное и миру до неё дела нет.

Роман закончится тогда и только тогда, когда о смерти всё передумает Левин.

P.S. Единтвенная глава романа, имеющая название, это гл. XX Пятой части: «Смерть».

четверг, 4 июля 2019 г.

За стремление к счастью, ура


Так вот еще немного об Ост-Индийской компании и ее треклятом китайском чае.

В 60х годах XVIII века, за много лет до того, как они стали подсаживать Китай на опиум, Ост-Индийская компания получила монополию на поставку чая в Великобританию и все ее колонии, и за эту привилегию Британская корона облагала ее налогом в 25% от стоимости товара - ни фига себе накруточка, делавшая чай довольно дорогим удовольствием. При этом прямо за углом были Нидерланды, где чайных клипперов было столько же, при этом импорт чая не облагался налогом вообще.

Англичане быстро сложили два плюс два и начали контрабандой покупать тот же самый, но гораздо более дешевый, чай у голландцев. ОсИКо начала терпеть колоссальные убытки - ее чай валялся на складах, голландцы же потирали руки. Чтобы выручить Компанию, британское правительство снизило налог на продажу чая на Британские острова и гарантировало полный возврат 25% со всего чая, который ОсИКо будет продавать в британские же Американские колонии. А чтобы не потерять в деньгах, были введены новые налоги на жителей Америки, причем на такие вещи, которые там не росли, но были очень нужны и покупались регулярно: на свинец, бумагу, стекло, краски и чай! При этом, когда эти налоги вводили, американцев никто не спросил их мнения, потому что колонисты не имели своих представителей в парламенте Великобритании.

Что привело к массовым возмущениям в колониях, бойкоту английских товаров, образованию клуба Сыновей Свободы, появлению лозунга «Нет представителей - нет налогов», «Бостонскому чаепитию», когда банда американских активистов, переодетых индейцами, утопила партию чая в бухте Бостона, последующему введению военного положения в Массачусетсе, стрельбе на улицах, сбору народного ополчения и, в конце-концов, к подписанию 4 июля 1776 года «Декларации независимости» - великолепного, романтического, исполненного до сих пор недостижимых идеалов документа -  и войне 13 колоний с Великобританией, после которой образовалось новое государство - США.

И поэтому сегодня барбекю и фейерверки.

«Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными  и  наделены  их  Творцом  определенными   неотчуждаемыми правами,  к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью.   Для   обеспечения   этих   прав   людьми   учреждаются правительства,  черпающие  свои  законные полномочия  из согласия управляемых.  В  случае,  если  какая-либо  форма  правительства становится  губительной  для самих этих целей,  народ имеет право изменить  или  упразднить  ее  и  учредить  новое  правительство, основанное  на  таких  принципах  и  формах  организации  власти, которые,  как ему  представляется,  наилучшим  образом  обеспечат
людям безопасность и счастье...»