Но проблемы были не только у индейцев.
В начале золотой эпохи большинство старателей было латиноамериканцами: мексиканцами, южноамериканцами и местными калифорнио, все еще оставшимися тут после войны. К концу 1849 года ситуация резко изменилась. ⅔ старателей уже были белыми американцами, гражданами США. И они начинали роптать: с какой стати всякие иностранцы и иноверцы копают золото на нашей территории? А не выгнать бы их в шею?
Чилийская пара в Калифорнии
Как только Калифорния стала штатом (фактически самопровозгласилась, придумала себе конституцию и задним числом поставила Вашингтон в известность, что у них в стране теперь 31 штат, обнимаем-целуем), почти немедленно был введен налог на иностранных горнодобытчиков: 20 долларов в месяц. Английские и канадские старатели очень возмутились, и закон быстренько переформулировали, освободив от налога всех «свободных белых». Латиноамериканцы по американским понятиям не были «белыми» - даже те из них, в чьих жилах текла голубая кровь конкистадоров.
Целью этого закона не было пополнить казну: это был откровенно запретительный налог, который эффективно изгнал из страны основных конкурентов - мексиканских и южноамериканских старателей. Попытка вооруженного сопротивления была быстро подавлена огромной армией добровольных «сборщиков налога» - никогда - ни до ни после - американцы так рьяно не примыкали к налоговикам. К концу года большинство мексиканцев вернулись в Мексику, а те, что остались в Калифорнии, перемещаются из золотодобычи в другие сферы деятельности: преимущественно ресторанно-гостиничный бизнес и бандитизм.
Старательское невезение начинает выглядеть иначе
Хоакин Мурьета - про которого рок-опера Рыбникова - был полулегендарным, скорее всего, мексиканским, а не чилийским гоп-стопщиком или, если вы по другую сторону баррикад, - Робин Гудом Эль Дорадо. В общих чертах сюжет оперы повторяет легендарную биографию этого народного героя, хотя реальные события его жизни (и смерти) вряд ли когда-нибудь станут известны. Строго говоря, Хоакин - это собирательный персонаж, а не один человек. Хоакину приписывали каждый впечатляющий налет на обозы и старательские поселения, и некоторые из них происходили одновременно в разных углах Калифорнии, так что он не мог быть везде разом. Однако награду за поимку его банды назначили, рейнджеров по следу пустили, кого-то поймали и убили и «голова Мурьеты и рука трехпалого» действительно гастролировали по городам Калифорнии, но билет стоил не 20 центов, а целый доллар. А вообще Мурьете приписывают убийство по меньшей мере сорока человек, 28 из которых были, что интересно, китайцами, что серьезно подрывает его репутацию как народного борца против империализма.
И о китайцах. Поразительным образом, налог не вытравил всех иностранных старателей из Калифорнии. К огромному неудовольствию американцев, китайцы продолжали платить* - и копать, и прибывать все большими толпами. В 1852 в Южном Китае случился страшный неурожай и за ним пришел голод. В Сан-Франциско в этот год приехало 20,026 китайцев, в один день их случилось больше двух тысяч за раз. В начале пятидесятых 50% доходов штата Калифорния получала от налога на китайских старателей.
Китайский горняк тащит то ли корыто для стирки с доской, то ли "колыбель" - такое примитивное устройство для сепарирования шлиха
Разумеется, эти китайцы не были богаче мексиканцев. К этому времени верхушка китайской эмиграции образовала в Сан-Франциско «Шесть Компаний» которые занимались агитацией, транспортировкой и трудоустройством соотечественников в Калифорнии. Они же платили за новичков налоги и таким образом новоприбывшие попадали в почти неразрываемую денежную кабалу к богатым соотечественникам. Официально это опять же не называлось рабством, но практически большинство китайских рабочих были накрепко привязаны к своим работодателям и работали без выходных за кормежку и крышу. Что же касается китайских борделей, то женщин туда в прямом смысле слова привозили контрабандой в ящиках и потом годами держали прикованными к кроватям под опиумом. Официально в 1849 году из несколько тысяч законно прибывших в Калифорнию китайских эмигрантов женщин было 7 (прописью: семь) и все они были женами богатых купцов. За общей атмосферой этой жизни я снова могу отослать вас к Стейнбеку (история родителей Ли в «К востоку от рая»), но еще раз предупреждаю, что он, конечно, великий американский писатель, но после прочтения его романов жить не хочется.
Газетная карикатура, озаглавленная "Тихоокеанская галантность"
Эти факты способствовали тому, что американцы смотрели в среднем на всех китайцев как на особый подвид рабов и не видели в них равных. К ним относились как к недолюдям и спорили только, стоят ли они на ступенях цивилизации чуть выше негров или даже ниже? Китайцы жили отдельно, не ассимилировались, не учили английский язык и ходили в национальной одежде. С точки зрения простого американского парня, выглядели они чудно и глупо и вели себя как дегенераты и богохульники, к примеру, они работали по воскресеньям. Вообще работали непрерывно.
Я уже упоминала в истории про опиум, что китайцы зачастую были вынуждены работать на завках, заброшенных белыми старателями за неперспективностью. И находить там золото! Что несусветно раздражало тех, кто бесплодно копался там раньше. Потому что в конце-концов все это был вопрос терпения и количества труда и времени, которое ты был готов вложить. Можно колоссально поднять производительность труда, если вообще запретить рабочим отдыхать, что бы там не говорили современные журналы по управлению.
На дагерротипе состоятельный китаец с демонстрирует свою косу и верность далекой родине
В 1854 году Калифорния присоединяет китайцев к чёрным и индейцам - это были группы людей, которые не могут свидетельствовать против белых в суде. Вообще, чтобы белые люди с ними ни делали, они не могли пожаловаться властям в принципе. На том основании, что они не говорят по-английски, не понимают наших законов и вообще не имеют достаточно интеллектуальных способностей, чтобы отвечать за себя. И белые начинают этим широко пользоваться, бесцеремонно и жестоко выгоняя китайских старателей с участков, а те практически никогда не оказывают сопротивления. Потому что если ранишь белого - вздернут на первом суку. Для смеху и для острастки «гуманные» белые не убивали китайцев, а только отрезали им косы. Они конечно понятия не имели, что при правлении манчжурской династии ношение косы для китайских мужчин было не fashion choice, а легальным знаком покорности правительству. Лишившись косы, китаец терял возможность вернуться домой к оставленной семье.
После того, как их выжали с золотоносных полей, многие китайские эмигранты оседают в Сан-Франциско и Сакраменто (форт Саттера уже стал не только городом, но и столицей штата) и быстро занимают все свободные экономические ниши, образовавшиеся от недостатка женщин и гендерных предрассудков. Кормежка и стирка становятся практически монопольно-китайскими бизнесами. Китайская еда стала так привычна среднему американцу, что не кажется экзотикой. Например, в «Теории Большого Взрыва» Шелдон постановил, что по пятницам у ребят - китайская еда и винтажные видеоигры. И несмотря на расизм, погромы и экономическую кабалу своим же соплеменникам, многие китайцы умудряются добиться более высокого уровня жизни, чем на разоренной войной родине. А потом, уже в шестидесятые, новая волна китайских эмигрантов построит трансконтинентальную железную дорогу, соединяющую Калифорнию с Востоком страны.
_______________
* Когда вытеснили мексиканцев, налог значительно снизили
>>продолжение
Комментариев нет:
Отправить комментарий