четверг, 13 июня 2019 г.

Золотая лихорадка. Часть 8. БЕЗ САМОЛЕТОВ И БЕЗ ИНТЕРНЕТОВ (И БЕЗ ГРИНПИСА)

До Калифорнийской золотой лихорадки прожекты построить железную дорогу от океана до океана американцы воспринимали со смехом, как проекты слетать на Луну. Но массовая миграция очень быстро изменила это отношение. Уехавшие отчаянно хотели перекидываться весточками с оставшимися дома, что привело к быстрому развитию связи и транспорта. Что в конце-концов приведет к закладке в 1863 году транс-континентальной железной дороги, в значительной мере спонсированной калифорнийским золотом.


Тихоокеанская и центральная ветки строились навстречу друг другу и наконец, в 1869 году, они встретились в Юте

Но сначала в 1855 году построили ж/д через малярийный Панамский перешеек, что серьезно облегчило и ускорило «короткий» морской путь. На эту проклятую работу ушло 8 миллионов долларов и загубили от 5 до 10 тысяч душ. Строительная компания дополнительно субсидировала строительство, продавая трупы рабочих в медицинские школы по всему миру. Зато теперь можно было добраться из Калифорнии до восточных портов за 40 дней. Пароходы начали регулярно курсировать от Сан-Франциско до Панамы, перевозя пассажиров и грузы.



В конце пятидесятых появится знаменитый Пони Экспресс - скоростная почтовая служба. Они пользовались только конными курьерами, никаких повозок, один девятикилограммовый пакет с почтой на всадника. Их почтальоны (ни один из них не мог весить больше 57 кг, чтобы не создавать лишний груз на лошадь) неслись сломя голову самым коротким маршрутом, день и ночь, передавая почтовую эстафету на 184 станциях по пути. Они давали клятву скорее погибнуть, чем потерять пакет, получали зарплату 100 долларов в месяц и доставляли почту из Сакраменто в Миссури за десять дней! До появления первой телеграфной линии это будет важнейший и быстрейший способ коммуникации между востоком и западом страны.


"Пони Экспресс ищет опытных, худых и выносливых наездников, готовых ежедневно рисковать жизнью, не старше 18 лет, предпочтительно сирот" - это не настоящее обьявление, но полностью отражает политику компании

В начале золотой лихорадки в Калифорнии возникла потрясающая ситуация, когда вокруг было полно золота и не было денег. Точнее деньгами пользовались самыми разными: от испанских дублонов и индийских рупий до звериных шкур и связок ракушек включительно. Использовать золотой песок как деньги было невероятно сложно. Возникали вопросы и в чистоте продукта, и в весах, и в гирях, заканчивающиеся хорошо если только мордобоем, но иногда и перестрелкой. В Калифорнии быстро возникли частные монетные дворы, за плату переплавлявшие твое золото и выдававшие тебе монеты с обозначением чистоты и веса.

После чего у удачливого старателя оставался кошмарный головняк сохранить добычу от посягательств и еще больший головняк - переправить ее домой семье, ведь большинство именно за этим сюда притащились. Появились люди, которые еще не называли себя банкирами, а только дилерами золота. Они покупали золото у добытчиков, выдавая им чеки, которые можно было обналичить у их партнеров на восточном побережье. После чего дилеры транспортировали золото на восток и перепродавали его там втридорога, а счастливый старатель посылал семье чек с пони-экспрессом.

Очень быстро выяснилось, что транспорт, гостиница, золотообмен и магазин хозтоваров - это все смежные бизнесы, и предприимчивые люди организуют из крепкого сейфа под стойкой бара и надежного кузена в Бостоне банковскую систему, принимающую золотые депозиты, организующую инвестиции, выдающую аккредитивы и начисляющую проценты. Уэллс Фарго, начавшие как транспортная компания, быстро завоюют доверие калифорнийских клиентов в качестве банкиров. Хорошо понимая опасности на долгом пути на восток, они отправляли три копии чека клиента на случай, если часть посылок пропадет в пути, и благодаря своей надежности стали совершенно незаменимы, постепенно превратившись в финансового монстра, которого мы наблюдаем сейчас.


Они до сих пор несут на вывесках силуэт скоростного дилижанса: внутри ехали пассажиры, на козлах, рядом с кучером, вооруженный курьер

Хронический недостаток рабочих рук подстегнул разработку массы технических изобретений, превратив Калифорнию в передовика в технологиях, которым она остается до сих пор. На месте дремучих лесов возникали поля, обрабатываемые механическими сеялками и жатками. Там, где пять лет назад одинокие старатели корячились по берегам ручьев с корытом, были построены дамбы и проложены каналы, по которым реки отводили в другие русла и потом искали золото на обнажившемся дне. Во времена, когда не было такой науки экологии и люди вообще не задумывались о том, какой необратимый эффект они могут произвести на природу, широко мыслящие предприниматели начали просто поднимать поверхность земли, размалывать, просеивать и сбрасывать в другое место, навсегда изменив ландшафт и едва не порушив с концами экосистему.

В марте 1853 года компания Эдварда Маттесона приспособила трехфутовую металлическую трубу к шлангу из грубой ткани и начала качать сквозь это устройство воду, бомбардируя мощной водяной струей речной обрыв. Очень быстро они превратили берег в кучу золотоносного гравия. Так было положено начало гидравлической добыче, изуродовавшей то, что осталось от Калифорнийской девственной природы.


Это вам не одинокий старатель в серапе с жестяной миской

Гидравлическая добыча требовала миллионы галлонов воды. Образовались спец. компании, которые начали запруживать и отводить реки, и за деньги предоставлять воду туда, где она требовалась, иногда за десятки миль. Доходы от этого варварского метода были колоссальны. И поначалу все жутко радовались и набивали карманы.

Пока теплым январским днем 61 года непрерывный дождь не переполнил реки Сьерры и они не смыли к чертям все дамбы и плотины. Вода несла вниз по склону тысячи кубических метров песка и грязи, произведенных гидравлической добычей. Окрестные фермы были погребены по крыши домов. В Сакраменто осело восемь футов - полтора человеческих роста - грязи. Погибли тысячи голов скота и неизвестно сколько людей.

Фермеры, которые до сих пор радостно наживались, кормя голодных золотодобытчиков, начинают подавать на них в суд. Даже когда не происходит природных катастроф, гидравлическая добыча производит тонны отвалов, которые смываются реками, засоряют течение, мешают нормальному движению воды. Поначалу золотодобытчики не обращают внимания на возмущенные вопли аграриев, бесцеремонно воруя их воду, отводя реки и запруживая ручьи. Они не сразу понимают, что сельское хозяйство становится новым калифорнийским золотом.

В 80е годы сельское хозяйство начнет превышать по доходу золотодобычу штата и в 1884 решением суда гидравлическая добыча будет запрещена. Но порушенное невозможно было отстроить назад. Также как и вернуть тонны (!) ртути, спущенные в калифорнийские реки в процессе амальгамизации - химического выгона золота из кварцевых пород. В Калифорнии до сих пор действуют запреты на ловлю рыбы в некоторых местах, где уровень ртути в почве с лихвой превышает безопасный.



Демографический эффект золотой лихорадки трудно оценить, но он был колоссальный и неоднозначный. Что случилось с Калифорнийскими индейцами, мы уже знаем. Но пострадали не только они. Холера, которую протащили за собой сорокодевятники, распространилась по всем прериям и выкосила невесть сколько индейцев на всем пути от Среднего Запада до Сьерры. Строительство трансконтинентальной железной дороги начало очередной виток массовых войн с племенами, которых теснили новые волны прибывающих на запад белых поселенцев. Люди ехали в поезде и для развлечения стреляли из окон в бизонов, бегущих вдоль дороги, обрекая на голодную смерть целые племена, выживавшие до этого благодаря охоте. Когда вы будете читать в учебниках о том, как впечатляюще увеличилось население Калифорнии, и как Сан-Франциско из зачуханной деревни превратился в многолюдный цветущий город, вспомните о том, что в процессе погиб каждый пятый абориген и один из двенадцати сорокадевятников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий