пятница, 7 июня 2019 г.

Золотая лихорадка. Часть 6. ИНДЕЙСКИЙ ВОПРОС

Рабство в Калифорнии не было введено, в значительной мере потому, что решили, что рабовладение будет давать несправедливое преимущество одним золотодобытчикам над другими. Что не отменяло возможности организовать там труд, настолько приближенный к рабскому, насколько позволяли определения. В 1850 выходит «Закон об управлении и защите индейцев». По этому закону любого индейца, с точки зрения белого человека болтающегося без работы (то есть, живущего нормальной индейской жизнью), можно было арестовать и на открытом аукционе на четыре месяца сдать в аренду любому желающему организовать ему трудоустройство, забирая себе его зарплату. Защитить его, так сказать, от безработицы*.


Калифорнийские индейцы по воспоминаниям первых европейских путешественников


Как вы можете догадаться, массовое переселение людей в Калифорнию привело к быстрому истощению природных ресурсов, которыми до этого кормились местные индейские племена. Звери в лесах были или перебиты или распуганы. Рыба исчезла из раскуроченных рек. Грязь, которую поднимали старатели, была такой, что у них самих начались проблемы с питьевой водой: люди жили на горной реке, а воду надо было подвозить из родников выше по склону. Индейцы начали голодать, потом они начали воровать. Возмущенные белые приступили к карательным рейдам, перешедшим в массовое планомерное истребление коренного населения. Американцы совершенно паскудно обращались с индейцами на всем континенте, но то, что произошло в Калифорнии, признано худшим примером во всей истории США. Сейчас это называют открыто геноцидом, потому что некоторые народы исчезли совсем. С концами.

Из-за специфики ландшафта в Калифорнии индейцы здесь жили очень маленькими разрозненными племенами - фактически большими семьями. Каждое в своей долине, почти не общаясь друг с другом. Говорили на 300 диалектов ста совершенно разных языков. Их численность к этому времени уже сильно упала из-за болезней, принесенных предыдущими белыми. Они не могли оказать такого массового организованного сопротивления, как это сделали в других местах крупные индейские племена, о которых вы знаете из книг и кино: семинолы, ирокезы, апачи, команчи, чероки. На севере шайены и лакота (сиу), объединившись, противостояли американской армии практически наравне. Но и тех победили. А слыхали ли вы когда нибудь о йокут, винту, толова, карук, помо? Сколько там их было этих помо, а потом и совсем не стало.


Индейцы Калифорнии выглядели не совсем так, как вы, наверное, представляете себе индейцев США. Скорее, как южные островитяне

Не то, чтобы закон Калифорнии разрешал безнаказанно убивать индейцев. Но по факту убийства поощрялись и не наказывались. Формально каждый налет, каждая зверская расправа считались возмездием за предыдущее преступление. В подавляющем большинстве случаев схема столкновения была такая. Белые приходили и располагались на земле индейцев, делая их жизнь невыносимой. Индейцы совершали преступление против собственности белых (убивали и съедали скотину, воровали продукты, вещи, лошадей). Белые, которые тоже, прямо скажем, не жировали, на нервах шли и убивали каких-то индейцев, чаще всего первых попавшихся, потому что они не могли и не хотели разбираться в этих дикарях. В ответ индейцы убивали белых - тоже не всегда самых виноватых. Когда об этом узнавал соседний город, там собиралась бригада добровольцев, которая шла в лес и сжигала и вырезала всю ближайшую индейскую деревню. Таким образом конфликт разрастался, но индейцы оказывали слабое сопротивление и белые быстро выигрывали очередную «войну», оставляя от племени несколько человек детей, которых продавали в «подмастерья» по 50 долларов за штуку. Иногда не оставляли никого.


Индейские дети, спасенные от безрадостной лесной жизни и приставленные к производительному труду

Правительство штата возмещало городам и частникам сопутствующие расходы. Города платили награду за индейские скальпы, уши, головы. К примеру, в г. Шасте давали 5 долларов за индейскую голову, доставленную в мэрию. Сформировались банды профессиональных охотников за скальпами, но и старатели в свободное от золота время совершенно не стеснялись зачищать близлежащие леса от индейцев. Первый губернатор Калифорнии Питер Х. Бурнетт писал в газете: «Война на уничтожение будет продолжаться между двумя расами до тех пор, пока индейская раса не исчезнет… и несмотря на то, что подобный конец не может не вызывать у нас жалости, этот неизбежный конец человек не в силах предотвратить». На местах сантименты по отношению к индейцам были куда менее либеральными: «красные дьяволы заслуживают одной милости - смерти» и «никаких договоров, кроме свинца» пишут местные газеты.

Я ни в коем случае на оправдываю геноцид, но хочу объяснить, откуда росли ноги у такого отношения к аборигенам. Оно выросло из типичного на тот исторический момент расизма, подкрепленного убеждением, что калифорнийские индейцы были по уровню развития равны животным. Когда мы говорим об американских индейцах, мы одним словом обозначаем большое количество очень разных народов, стоявших довольно разных ступенях развития цивилизации. С точки зрения простого белого человека XIX века существовала значительная разница между «классическими» индейцами больших племен - элегантными «благородными дикарями» прерий - и «совсем дикарями» - этими маленькими уродливыми лесными жителями в набедренных повязках, которые жили в Калифорнии. Эти дикари в соломенных юбочках, жившие в землянках и питающиеся насекомыми, были с их точки зрения просто звери прямоходящие. Их называли скопом «digger indians» - от слова «копать коренья». Не считали их достойными быть причисленными к определенному племени, к народу. Есть ирокезы, есть могикане, а эти - так, диггеры. Ну и кроме того, как я уже говорила, народ на приисках совсем оскотинился.


Так выглядели северные паюты 

А так выглядели калифорнийские йокут

В результате такого отношения за десять лет численность индейцев Калифорнии упала в пять раз. С 1849 по 1873 год в Калифорнии произошло 370 инцидентов массового убийства мирных жителей, где «массовый» означает больше пяти за раз и «мирных жителей» - не сопротивляющихся или практически не сопротивляющихся людей обоего пола и всех возрастов. Точные цифры неизвестны, но старатели и добровольцы перебили не менее 4,5 и возможно до 15 тысяч человек. Напомните мне как-нибудь написать краткую историю индейцев США. В других штатах им тоже досталось.
____________
* При испанцах действовал аналогичный закон, но поскольку народу в Калифорнии было очень мало, то эта практика не была так деструктивна, не больше, чем оспа

>>продолжение

Комментариев нет:

Отправить комментарий