ЗОМБИ
Определение: ЗОМБИ – это человек, душа которого находится в заключении вне тела*, а тело оживлено магией.Зомби не являются живыми, но они не являются и технически мертвыми: они двигаются, разговаривают (но медленно и неуклюже), едят, спят. Поэтому зомби не похожи на разлагающиеся трупы, которые мы видим в кино: они выглядят как люди, только анорексичные и без выражения на лице, без мысли в глазах. Состояние зомби не передается как вирус через укус или слюну: каждый зомби это результат направленного злонамеренного волшебства. Зомби по натуре своей не агрессивны и не набрасываются на людей, напротив, они пассивны и медлительны. Это бездушный автомат, лишенный воли, ума, характера, не осознающий, что с ним происходит.
Вообще, труднее всего мне было найти, откуда пошла гениальная современная идея, что зомби едят мозги. Я так толком это и не выяснила. Даже сам автор голливудской концепции зомби режиссер Джордж Ромеро – творец культовых трешевых мувиков шестидесятых годов про Living Dead – даже он не знает, откуда эта гадость повелась. “Когда, - говорит он, - меня просят автограф и говорят “Напишите “Eat brains!” - я до сих пор не понимаю, к чему бы это”.
Короче говоря, то, что современный человек называет “зомби”, вообще не имеет ничего общего с оригинальной концепцией, появившейся на плантациях Французского Гаити. Оригинальная концепция была гораздо более депрессивной.
Жрецы вуду под арестом, 1860 гг.
Христианам трудно это понять, но душа в представлениях вуду это не столько гарантия жизни, сколько гарантия смерти. После смерти душа человека отправляется в потусторонний мир духов, который называют Lan Ginen, буквально “Страну Гвинею”, то есть, в Африку. Рабы ждали, что после смерти они смогут вернуться на родину, в счастливую страну юности, где они наконец снова будут свободны.
Я хорошо помню, как в первый раз, много лет назад, ДО МЕНЯ ДОШЛО что пели хористы – те что поют госпел в черных церквях. Этот был как раз тот момент, когда я достаточно стала понимать английский на слух и слова песен начали просто без спросу врываться в мой мозг. Это был реальный шок - вдруг осознать, что эти ликующие и танцующие люди поют на похоронах: «Еще один солдат Господа – храбрый солдат Господа – отправляется домой! Если ты там встретишь мою маму – скажи ей, я тоже скоро вернусь домой». До сих пор по всей Америке потомки рабов продолжают петь гимны, где смерть сравнивается с возвращением домой. Swing low, sweet chariot Coming to carry me home…
Вообще, труднее всего мне было найти, откуда пошла гениальная современная идея, что зомби едят мозги. Я так толком это и не выяснила. Даже сам автор голливудской концепции зомби режиссер Джордж Ромеро – творец культовых трешевых мувиков шестидесятых годов про Living Dead – даже он не знает, откуда эта гадость повелась. “Когда, - говорит он, - меня просят автограф и говорят “Напишите “Eat brains!” - я до сих пор не понимаю, к чему бы это”.
Короче говоря, то, что современный человек называет “зомби”, вообще не имеет ничего общего с оригинальной концепцией, появившейся на плантациях Французского Гаити. Оригинальная концепция была гораздо более депрессивной.
Жрецы вуду под арестом, 1860 гг.
Христианам трудно это понять, но душа в представлениях вуду это не столько гарантия жизни, сколько гарантия смерти. После смерти душа человека отправляется в потусторонний мир духов, который называют Lan Ginen, буквально “Страну Гвинею”, то есть, в Африку. Рабы ждали, что после смерти они смогут вернуться на родину, в счастливую страну юности, где они наконец снова будут свободны.
Я хорошо помню, как в первый раз, много лет назад, ДО МЕНЯ ДОШЛО что пели хористы – те что поют госпел в черных церквях. Этот был как раз тот момент, когда я достаточно стала понимать английский на слух и слова песен начали просто без спросу врываться в мой мозг. Это был реальный шок - вдруг осознать, что эти ликующие и танцующие люди поют на похоронах: «Еще один солдат Господа – храбрый солдат Господа – отправляется домой! Если ты там встретишь мою маму – скажи ей, я тоже скоро вернусь домой». До сих пор по всей Америке потомки рабов продолжают петь гимны, где смерть сравнивается с возвращением домой. Swing low, sweet chariot Coming to carry me home…
На плантации, где нет веревки, чтобы удавиться, за смертью обращались к тому же человеку, к которому ходили за лекарствами: к жрецу вуду “служившему лва обеими руками”, т.е. и на зло и на добро, – колдуну бокору. Бокор был не то чтобы непременно плохим персонажем, но всегда вызывал недоверие – как колдунья из Русалочки. Он слишком много знал и умел и его мотивы не всегда были очевидны простым людям. Он мог помочь, но мог и обмануть.
Кларвиус Нарцисс умер в 1962 году в госпитале и был похоронен, а через 18 лет вернулся к родным в слегка коматозном состоянии. Постепенно придя в себя, он рассказал сестре, что бокор похитил его мертвое тело из могилы, оживил и заставлял работать на себя на сахарной плантации в горах. Доктора считают, что шизофрения, но не могут объяснить, как он выбрался из могилы
Яды всегда были в центре внимания на Гаити. Во первых, потому что это был излюбленный и зачастую единственно возможный способ самоубийства. Во-вторых, мысль о том, что черные в какой-то момент отравят всех белых, постоянно и сильно присутствовала в сознании населения. Плантаторов периодически охватывала массовая истерия на тему, что рабы их всех перетравят. История показала, что они напрасно боялись яда: когда смерть действительно пришла за ними, она была с мачете и ружьем.
Бокор мог дать вам яд приводящий к быстрой смерти. А мог опоить зельем, которое только временно делало тебя мертвым. А после похорон бокор приходил к могиле и заставлял тело встать и идти за ним. Помните, я говорила, что душа человека после смерти, если все пройдет нормально, через положенное время станет лва и войдет в мир духов? Так вот, безболезненно это происходит только с людьми, умершими естественной смертью в приличном возрасте. Для тех же, кто умер насильственной смертью, страшной смертью, кто умер молодым, переход в мир духов сопряжен с опасностями. Их души слишком слабы, чтобы самим найти дорогу и защитить себя от злонамеренного колдовства. Бокор может перехватить такую заблудившуюся душу, заточить ее в амулет, запереть в бутылку и использовать ее волшебные силы на свое усмотрение. А тело оживить магией и отправить работать вместо себя на плантации. Поэтому некоторые люди просили на всякий случай расчленять их тела после смерти, чтобы они не достались колдуну.
Гаитянская народная роспись, изображающая бокора и зомби
Страх стать зомби так укоренен в сознании гаитян, что при режиме Дювалье народная карательная милиция тонтон макуте распускала слухи, что у них на службе состоят бокоры, превращающие политических противников режима в зомби. И этого было достаточно, чтобы держать суеверных людей в страхе. Гаитяне не боялись смерти. Чего они страшно боялись, так то недоумереть. Что после смерти они не вернутся в страну предков, а останутся гнуть спину на плантации. Что их душа – Большой Ангел – будет похищена и заточена в сосуд, а тело, оживленное черной магией, встанет и пойдет работать. Безвольное, ничего не понимающее, безумное тело будет продолжать работать и работать и избавление не наступит никогда. Гаитяне не боятся зомби, Гаитяне боятся стать зомби. Потому что нет ничего ужаснее, чем возвращение в рабство.
Tonton Macoute - добровольческие эскадроны смерти - были прозваны "Дядюшка джутовый мешок" по имени персонажа страшных сказок, который похищает и съедает непослушных детей. Напоминают кого?
Внимательный читатель должно быть уже постукивает тапочком по ковру и спрашивает: ну а что же соль? Про сахар все понятно, а соль где?
А соли не было.
Соль на Карибах была дефицитным дорогим товаром. Для черных рабов Французского Гаити соль была просто недоступна, и она стала для них такой же мистической драгоценной приправой, какой сахар был для крестоносцев. Щепотка соли вызывает настоящий взрыв вкуса, волшебно превращает постную грубую ежедневную пищу в наслаждение. Считалось, что щепотка соли в пище настолько ошеломительна, что это может даже вернуть зомби к жизни, вернуть сознание обездушенному существу. В 1980 годах на Гаити проходила кампания против неграмотности, которая называлась “Вкус соли”.
Зомби также оживет, если увидит океан. Он вспомнит о родине за горизонтом, вспомнит как он два месяца провел в вонючем трюме, прикованным за шею к переборке, как его товарищи умирали справа и слева, как его выгоняли на палобу и заставляли плясать под звуки жестяной дудки и крики женщин и детей, которых насилуют матросы, как его вывели на песок чужой земли и перепродавали из рук в руки, пока он не окончил жизнь на плантации, работая на белых людей (если они, конечно, вообще люди). Увидев океан, зомби вспомнит, зачем он пошел к бокору, поймет, что был обманут, и он придет в ярость и начнет убивать.
______________
* Кощей Бессмертный, как соврешенно справедливо заметил кто-то (Пелевин?) - это нормальный такой русский народный зомби. Его смерть – душа – находится в тайном вместилище (яйце). И пока эту душу не найти и не уничтожить (выпустить на волю), Кащей бессмертен, но не то, чтобы жив. Также популярный современный бизнес-концепт "привезли в другую страну/отобрали паспорт/заставили работать" - это, фактически, экономическая зомбификация: когда в плен берется не только и не столько физическое тело человека, сколько символ его свободы личности
Соль на Карибах была дефицитным дорогим товаром. Для черных рабов Французского Гаити соль была просто недоступна, и она стала для них такой же мистической драгоценной приправой, какой сахар был для крестоносцев. Щепотка соли вызывает настоящий взрыв вкуса, волшебно превращает постную грубую ежедневную пищу в наслаждение. Считалось, что щепотка соли в пище настолько ошеломительна, что это может даже вернуть зомби к жизни, вернуть сознание обездушенному существу. В 1980 годах на Гаити проходила кампания против неграмотности, которая называлась “Вкус соли”.
Зомби также оживет, если увидит океан. Он вспомнит о родине за горизонтом, вспомнит как он два месяца провел в вонючем трюме, прикованным за шею к переборке, как его товарищи умирали справа и слева, как его выгоняли на палобу и заставляли плясать под звуки жестяной дудки и крики женщин и детей, которых насилуют матросы, как его вывели на песок чужой земли и перепродавали из рук в руки, пока он не окончил жизнь на плантации, работая на белых людей (если они, конечно, вообще люди). Увидев океан, зомби вспомнит, зачем он пошел к бокору, поймет, что был обманут, и он придет в ярость и начнет убивать.
______________
* Кощей Бессмертный, как соврешенно справедливо заметил кто-то (Пелевин?) - это нормальный такой русский народный зомби. Его смерть – душа – находится в тайном вместилище (яйце). И пока эту душу не найти и не уничтожить (выпустить на волю), Кащей бессмертен, но не то, чтобы жив. Также популярный современный бизнес-концепт "привезли в другую страну/отобрали паспорт/заставили работать" - это, фактически, экономическая зомбификация: когда в плен берется не только и не столько физическое тело человека, сколько символ его свободы личности
>> Соль на Карибах была дефицитным дорогим товаром.
ОтветитьУдалитьСтранно - кругом же океан. Никто из плантаторов не догадался выпаривать дефицитный дорогой товар?
Вот я тоже об этом думала и пыталась узнать, почему. Оказывается, это не так просто - сделать соль из океанской воды. При отсутствии стабильного спроса никто просто не стал связываться с производством. Как я сейчас живу в 30 км от большой реки, полной рыбы, а в магазинах - один канадский фермерский лосось :(
Удалить