понедельник, 20 мая 2019 г.

Корсары и зомби. Сахар и соль. Часть 6

ЧТО ТАКОЕ ВУДУ


По “Черному Кодексу” Людовика XIV, регламентирующему взаимоотношения плантаторов с чернокожими рабами (и заодно, чтоб два раза не вставать, запрещающему евреям селиться во французских колониях*) все африканцы, прибывающие в Америку, подлежали обязательной христианизации. В принципе, христианство с его идеологией терпения и мученичества, могло бы стать эффективным инструментом контролирования рабов. Если бы рабы не умирали раньше, чем их успевали перевоспитать.

«Черный Кодекс» также обязывал хозяев кормить своих рабов и запрещал убивать их без внятной причины. Французскому Гаити наконец удается начать рост чернокожего населения и в конце-концов довести его до полумиллиона (о чем белые серьезно пожалеют, когда выяснится, что они противостоят восставшим невольникам в пропорции 1 : 10), но все еще преимущественно за счет ввоза новых людей, не за счет естественного прироста. В колонии продолжает умирать больше 20 000 рабов в год. Тем не менее, на Гаити постепенно формируется новая нация, и у этой нации возникает своя религия.

Из-за постоянной текучки черного населения христианство не успевало закрепиться как настоящая народная религия, которая передается от родителей к детям: потому что не было семей и не было детей. Вместо этого был постоянный приток новых людей из Африки, которые приносили в Америку свою религию и культуру – из Бенина, Нигерии, Того. Их верования только поверхностно задевались христианскими влияниями и смешивались между собой. В результате на Гаити возникала синкретическая новая религия: гаитянское вуду, voodoo или vodоun.


Эта греко-романская магическая кукла, пробитая гвоздями, не имеет никакого отношения к вуду: люди наводили таким образом порчу по всему миру с незапамятных времен. Особенно часто в этом колдовстве обвиняли протестантских "ведьм"
Скорее всего, всё, что вы знали о вуду, это в лучшем случае худу, а в худшем – Голливуд. Худу (hoodoo) – это американская народная магия, которой спекулируют подарочные ларьки в Новом Орлеане и жулики, живущие на туристах. Куклы, в которые втыкают булавки, амулеты гри-гри, предстказания будущего по картам и магическим шарам, заговоры, проклятия и снятия проклятий – это не вуду, это худу (hoodoo). Продавать мешочки, наполненные невесть какой гадостью, которые приносят удачу в любви и картах, – это худу. Читать псалмы из Библии, одновременно сжигая на свечке бумажку с желаниями, - это, как вы уже догадываетесь, чистой воды худу. Вообще, везде, где святая вода используется вместе с отрезанной куриной лапой – это все такие выбросы народного подсознания, которые к вуду имеют самое отдаленное отношение. Практически каждый раз, когда вы смотрите художественный фильм, и там упоминется вуду, это, скорее всего, самое что ни на есть худу.

Вуду это соврешенно нормальная полноценная политеистическая религия, возникшая во Французском Гаити. Терминология вуду состоит из африканских слов и искаженных французских. В вуду есть верховный бог – Бонди (Bondye искаж. Фр. Bon Dieu – добрый боженька). Он всемогущ и абстрактен и в этом похож на христианского бога. Что характерно, Бонди игнорирует людей с их проблемами – также, видимо, как христианский бог был глух к мольбам рабов. Поэтому реальные контакты люди имеют с богами второго уровня: лва (lwa искаж. фр. loi - закон), которых, впрочем, избегают называть богами, а называют «духами».

Эти лва бывают очень разные. Бывают положительные лва – Rada Lwa, старые добрые боги, пришедшие из Африки. Бывают отрицательные лва – Petro Lwa: эти, как правило, родились уже в Новом Свете и отвечают за все плохое в жизни, требуя кровавых жертвоприношений. А бывают еще Ghede lwa – это нормальные такие духи мертвых. И они всегда с нами.



На алтаре, помимо иконок и статуй святых, оставляют бутылочки с жертвоприношеиями (ромом), фрукты, свечи, маленькие черепа и гробики и проч. символические подношения лва
Мир в точки зрения вуду принципиально дуален. В параллель видимому, ощущаемому нами материальному миру существует спиритуальный невидимый мир, причем существует он не где-то на небе или под землей, а прямо тут же, вокруг нас, в неосязаемом четвертом измерении. Мы живем, окруженные невидимыми духами – преимущественно духами умерших, которые за нами присматривают и, если мы хорошо с ними обращаемся и периодически кормим, оказывают позитивное влияние на нашу жизнь. Кормить лва вовсе не обязательно чем-то ужасным и кровавым, многие духи предпочитают воскурения табаком и фрукты. После смерти, если все проходит правильно и гладко, дух человека отправляется в спиритуальный мир и воссоединяется там с другими лва и сам постепенно становится лва, с годами матерея и приобретая все больше божественных сил.

Когда мы говорим о духе человека, мы имеем в виду довольно комплексное понятие. В человеке есть “малая душа” – 'ti bon ange, Малый Ангел – его совесть, характер и душевные качества. Когда мы спим, Маленький Ангел покидает тело и странствует в невидимом мире, и мы видим сны.“Большая душа“ - gros bon ange – Большой Ангел, то, что мы привыкли называть «душой», то, что оживляет тело, позволяет ему двигаться, обеспечивает физиологические функции. Кода мы умираем, именно Большой Ангел отправляется навсегда в мир духов и становится лва.

Во время религиозных церемоний жрецы – хунган (муж.) или мамбо (жен.) призывают лва в наш мир и поощряют их вселиться в собственное тело. Говорят, что боги «оседлывают» (mount) жрецов, и жрец превращается в одержимого духом «швал» – фр. cheval, лошадь. В таком состоянии жрец становится де-факто богом и говорит от его имени, т.е. если, к примеру, лва мужского пола вселился в жрицу мамбо, к ней начинают обращаться на «он», как к мужчине. Куда в этот момент девается собственная душа хунгана или мамбо неясно, но, судя по всему, она затаивается где-то в теле или неподалеку.


Рисуют веве
Вызов лва – это довольно хлопотное дело. Нужно рисовать на земле сложные красивые узоры «веве»: специфический для каждого лва, – их рисуют, тонкой струйкой насыпая по контуру кукурузную муку, пепел и т.п. Потом делать жертвоприношения, иногда – с кровью, т.е. резать белого петуха и т.п. Потом нужны танцы, барабаны, пение – в общем, целое мероприятие, и нет сто процентной гарантии, что лва придет. Из Африки пришло старое поверье, что дух можно в принципе поместить на сохранение не только в человеческое тело, но и в любой сосуд. Специальные горшочки для этого «гови» использовались для домашнего хранения духов предков – чтоб были под рукой. В Америке эта практика – хранение лва в сосуде - мало распространилась. Но она нашла свое отражение в повериях о зомби.
______________
* Вы спросите «а велосипедистов-то за что?» За то, что в 17 веке евреи в Карибском бассейне воспринимались как голландские агенты

2 комментария:

  1. 1. О различии вуду и худу узнал как раз из голливудского фильма. :-) "The Skeleton Key" - рекомендую, если ещё не.

    2. "To mount", возможно, в данном случае означает не столько "оседлать", сколько "покрыть". Как бык овцу. :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да-да, чудесный фильм! Еще мне понравился (видимо, одной мне) "6 Souls" aka "Shelter" - чудный жутик на тему хранения душ.

      Удалить