Год назад, когда Ковид в первый раз пропахивал Америку, я рассказывала историю о том, как ирландцы выплатили индейцам долг благодарности стосемилетней давности. Вы помните, как в начале XIX века белое золото — хлопок — сподвиг правительство США переместить сотни тысяч индейцев из земель их предков в пустынные равнины Запада. Короткое отчаянное сопротивление — репрессии — Дорога Слез — голод — смерть — новые земли и новые войны. В этом вопиющем примере насилия государства над этническими меньшинствами семинолы, чероки, чикасо, чокто и маскоги потеряли до трети людей. На Западе (с нашей точки зрения — в самом что ни на есть центре) Америки появились Индейские территории — неконтролируемая правительством земля, где свободные индейцы выживали, как могли. Пока их снова не попросят потесниться.
Так вот, думаю некоторым сюрпризом для многих для вас будет узнать, что индейцы пошли по Дороге Слез вместе со своими чернокожими рабами. Вздрогнули? Меня точно также пробило, когда моя бабушка рассказывала о своих «профессорах» — минских хирургах, репрессированных в 37 году, и между делом упомянула, что у них была домашняя прислуга. Мне, нормальному советскому ребенку, тогда невольно пришло в голову, что, может быть, их и за дело репрессировали. Я была, честно, в ужасе: как это притесняемые могут быть притеснителями?
Вообще, для американских индейцев рабство было в порядке вещей, но это было традиционное рабство, связанное с захватом пленных в межплеменных стычках. Оно было принципиально несравнимо с институтом расового рабства, развитого в Америке белыми плантаторами. Однако, к XIX веку многие индейские племена рутинно владели чернокожими рабами, но относились они к ним совершенно не так, как белые: то есть, не считали потомков африканцев недолюдьми, а просто считали их людьми другого племени. В условиях нехватки мужчин (а такие условия в вечно воюющих с белыми и друг с другом племенах складывались регулярно), индейские женщины довольно часто брали черных вольноотпущенников в мужья, и афроиндейцы-полукровки не были большой редкостью. Что, в свою очередь, совершенно не мешало им владеть черными рабами, у индейцев в этом смысле не было предрассудков. Чернокожие рабы индейцев делили все преимущества и все бедствия племени.
Так получилось, что в Гражданскую войну между Севером и Югом, определившую судьбу рабовладения в стране, индейцы вошли расколотыми на две фракции. Часть из них поддержало северян, а часть — конфедератов. Когда северяне победили, индейцы оказались в положении побежденных и потеряли права, полученные в результате последнего договора с белыми. Правительство прикажет им не только отпустить черных рабов на волю, но и принять их официально в члены племени, уравняв с собой в правах. И пересмотрит условия, на которых индейцы были «добровольно» депортированы на Запад.
Как вы уже поняли, с точки зрения правительства США, индейцы на своих территориях ничего не делали: скакали на лошадях и валяли дурака вместо того, чтобы как добросовестные граждане заниматься сельским хозяйством, пасти чего-нибудь или на худой конец поставить свечной заводик. Как докладывали люди, отправленные еще до гражданской войны наблюдать индейскую жизнь: «Большинство индейцев вообще не работают, и рабы их тоже практически не работают». Деградируют скопом. «Сейчас мы прекратим это безобразие и обучим вас капитализму», решило правительство. Был принят ряд законов, по которым бывшие общие индейские земли делились на аккуратные квадратики, и каждому индейцу давался свой собственный кусочек в частное владение. Чтобы он там занимался чем-нибудь полезным и вообще привыкал к идее частной собственности. Эти наделы раздавалась совершенно бесплатно (строго говоря, это и так была их земля, но до этого она была общинной). Поэтому для начала нужно было пересчитать индейцев, чтобы узнать, сколько кусочков всего нужно и чтобы не примазывались посторонние, а если что останется — этот «излишек» отходил государству и оно продавало его желающим белым переселенцам. Все новые землевладельцы на бывших индейских территориях становились гражданами США, и так был создан штат Оклахома.
Кусок был немаленький — 159.14 акра, то есть 64 гектара. Повторюсь, что достался он ей совершенно безвозмездно как члену племени, но за право владения Сара должна была платить 30 долларов земельного налога в год, и плевать, что ей на тот момент было пять лет и на ее земле не росли даже кактусы. Сарин отец, фермер, едва сводивший концы с концами, не имел лишних 30 баксов в год на удовольствие владеть шестьюдесятью гектарами гравия и верблюжьей колючки. Он несколько лет пытался избавиться от подарочка, сделанного щедрым государством, но это было не так-то легко сделать. Земля была частью договора между племенами и правительством и на 25 лет являлась неотчуждаемой собственностью. Ну не прелесть ли.
Так вот, думаю некоторым сюрпризом для многих для вас будет узнать, что индейцы пошли по Дороге Слез вместе со своими чернокожими рабами. Вздрогнули? Меня точно также пробило, когда моя бабушка рассказывала о своих «профессорах» — минских хирургах, репрессированных в 37 году, и между делом упомянула, что у них была домашняя прислуга. Мне, нормальному советскому ребенку, тогда невольно пришло в голову, что, может быть, их и за дело репрессировали. Я была, честно, в ужасе: как это притесняемые могут быть притеснителями?
Сейчас история черных индейцев и их борьба за свои права только входят в зону общественного внимания
Вообще, для американских индейцев рабство было в порядке вещей, но это было традиционное рабство, связанное с захватом пленных в межплеменных стычках. Оно было принципиально несравнимо с институтом расового рабства, развитого в Америке белыми плантаторами. Однако, к XIX веку многие индейские племена рутинно владели чернокожими рабами, но относились они к ним совершенно не так, как белые: то есть, не считали потомков африканцев недолюдьми, а просто считали их людьми другого племени. В условиях нехватки мужчин (а такие условия в вечно воюющих с белыми и друг с другом племенах складывались регулярно), индейские женщины довольно часто брали черных вольноотпущенников в мужья, и афроиндейцы-полукровки не были большой редкостью. Что, в свою очередь, совершенно не мешало им владеть черными рабами, у индейцев в этом смысле не было предрассудков. Чернокожие рабы индейцев делили все преимущества и все бедствия племени.
Так получилось, что в Гражданскую войну между Севером и Югом, определившую судьбу рабовладения в стране, индейцы вошли расколотыми на две фракции. Часть из них поддержало северян, а часть — конфедератов. Когда северяне победили, индейцы оказались в положении побежденных и потеряли права, полученные в результате последнего договора с белыми. Правительство прикажет им не только отпустить черных рабов на волю, но и принять их официально в члены племени, уравняв с собой в правах. И пересмотрит условия, на которых индейцы были «добровольно» депортированы на Запад.
Как вы уже поняли, с точки зрения правительства США, индейцы на своих территориях ничего не делали: скакали на лошадях и валяли дурака вместо того, чтобы как добросовестные граждане заниматься сельским хозяйством, пасти чего-нибудь или на худой конец поставить свечной заводик. Как докладывали люди, отправленные еще до гражданской войны наблюдать индейскую жизнь: «Большинство индейцев вообще не работают, и рабы их тоже практически не работают». Деградируют скопом. «Сейчас мы прекратим это безобразие и обучим вас капитализму», решило правительство. Был принят ряд законов, по которым бывшие общие индейские земли делились на аккуратные квадратики, и каждому индейцу давался свой собственный кусочек в частное владение. Чтобы он там занимался чем-нибудь полезным и вообще привыкал к идее частной собственности. Эти наделы раздавалась совершенно бесплатно (строго говоря, это и так была их земля, но до этого она была общинной). Поэтому для начала нужно было пересчитать индейцев, чтобы узнать, сколько кусочков всего нужно и чтобы не примазывались посторонние, а если что останется — этот «излишек» отходил государству и оно продавало его желающим белым переселенцам. Все новые землевладельцы на бывших индейских территориях становились гражданами США, и так был создан штат Оклахома.
Излишку оказалось примерно половина индейской территории
Индейцев, точнее говоря, граждан автономных индейских народов, пересчитали, причем всех разделили на четыре категории: «индейцы по крови», «индейские жены», «освобожденные черные» и «дети освобожденных». Классификацикационная проблема с полукровками решалась просто и ясно: если человек жил как индеец, то есть, по выражению того времени «был нецивилизованным и юридически недееспособным» - его записывали в настоящие индейцы. Если же он вел какое-то оседлое хозяйство – его записывали в полукровки из бывших рабов. На тот момент это не вело ни к каким последствиям: земельные участки давали всем поровну, включая малых детей.
Несмотря на то, что инициаторы реформы на верхах по большей части считали, что эти меры пойдут в первую очередь на пользу самим же индейцам - освободят их от гнета примитивной военной демократии и поставят на путь цивилизации - руководители на местах более здраво, хоть и цинично, смотревшие на всю эту затею, понимали, что большинство индейцев, даже если им дать кусок землицы и брошюрку по разведению овса, в хлебопашцы не пойдут и ничего хорошего с этой землей не сделают. Поэтому качественную землю придержали для белых переселенцев, на которых было больше надежды – они были опытными и мотивированными аграриями. А племенам раздали, что не жалко было. К примеру, малолетней Саре Ректор – гражданки народа Маскоги (иначе - "крики") афроамериканского происхождения – достался кусок каменистой полупустыни в 60 милях от ее дома (это час езды на машине по автостраде, машины у Сары не было, автострады тоже).
Кусок был немаленький — 159.14 акра, то есть 64 гектара. Повторюсь, что достался он ей совершенно безвозмездно как члену племени, но за право владения Сара должна была платить 30 долларов земельного налога в год, и плевать, что ей на тот момент было пять лет и на ее земле не росли даже кактусы. Сарин отец, фермер, едва сводивший концы с концами, не имел лишних 30 баксов в год на удовольствие владеть шестьюдесятью гектарами гравия и верблюжьей колючки. Он несколько лет пытался избавиться от подарочка, сделанного щедрым государством, но это было не так-то легко сделать. Земля была частью договора между племенами и правительством и на 25 лет являлась неотчуждаемой собственностью. Ну не прелесть ли.
Сертификат на участок земли, выданный некоему Джону Поку (?) из нации чикасо
В конце-концов, 1911 году, Ректору-старшему удается сдать этот участок в аренду компании Стандард Ойл, на тот момент производившей около 90% керосина в стране. Даже если вы не слышали о СО, вы слышали фамилию ее основателя: Рокфеллер. СО на тот момент фактически подмяла под себя добычу и переработку нефти в США и вела активную геологоразведку на Западе. На следующий год СО решением Верховного суда и согласно антимонопольному законодательству разобьют на 37 компаний, а в Оклахому из уже освоенного Канзаса приедут первые разведчики, делающие пробные бурения. В 1913 году скважина на участке, принадлежащим юной Саре, выплюнет нефтяной фонтан, который начнет давать 2,500 баррелей (400 кубических метров) сырой нефти в день (1).
Сара начинает зарабатывать 300 долларов в день на те деньги. Это около 8 000 долларов на современные. Американских долларов. В день. Каждый день. Популярная мифологема о человеке, проковырявшим дырку на своем участке, из которой начала бить нефть и он стал миллиардером, — это про Сару Ректор. Девочка очень быстро становится знаменитостью. Газеты обожают писать об этой «маленькой чернокожей индианке», волей случая из нищей превратившейся в «самую богатую цветную в Америке». Впрочем, слухи о происхождении Сары ходят самые идиотские: некоторое время муссировалась информация, что она на самом деле европейская принцесса, из-за дворцовых интриг вынужденная скрываться на Диком Западе. Газеты замаялись печатать опровержения: Сара просто обычная внучка освобожденных рабов, которой улыбнулась удача. Давайте не будем завидовать, а просто порадуемся за нее и почувствуем, что все мы живем в стране неограниченных возможностей.
В конце-концов, 1911 году, Ректору-старшему удается сдать этот участок в аренду компании Стандард Ойл, на тот момент производившей около 90% керосина в стране. Даже если вы не слышали о СО, вы слышали фамилию ее основателя: Рокфеллер. СО на тот момент фактически подмяла под себя добычу и переработку нефти в США и вела активную геологоразведку на Западе. На следующий год СО решением Верховного суда и согласно антимонопольному законодательству разобьют на 37 компаний, а в Оклахому из уже освоенного Канзаса приедут первые разведчики, делающие пробные бурения. В 1913 году скважина на участке, принадлежащим юной Саре, выплюнет нефтяной фонтан, который начнет давать 2,500 баррелей (400 кубических метров) сырой нефти в день (1).
Сара начинает зарабатывать 300 долларов в день на те деньги. Это около 8 000 долларов на современные. Американских долларов. В день. Каждый день. Популярная мифологема о человеке, проковырявшим дырку на своем участке, из которой начала бить нефть и он стал миллиардером, — это про Сару Ректор. Девочка очень быстро становится знаменитостью. Газеты обожают писать об этой «маленькой чернокожей индианке», волей случая из нищей превратившейся в «самую богатую цветную в Америке». Впрочем, слухи о происхождении Сары ходят самые идиотские: некоторое время муссировалась информация, что она на самом деле европейская принцесса, из-за дворцовых интриг вынужденная скрываться на Диком Западе. Газеты замаялись печатать опровержения: Сара просто обычная внучка освобожденных рабов, которой улыбнулась удача. Давайте не будем завидовать, а просто порадуемся за нее и почувствуем, что все мы живем в стране неограниченных возможностей.
Примерно такой гейзер начал быть в первой из восьми Сариных нефтяных скважин; другие такие скважины обогатили местные индейские племена
Но насчет «неограниченных» это я, конечно, завернула. Начну с того, что по американским законам того времени, каждому индейцу, волей судьбы получившему в свое распоряжение значительные денежные средства, суд приписывал белого «опекуна» из уважаемых членов общества. Вне зависимости от его, индейца, умственных способностей, возраста и того, есть ли у него, к примеру, совершенно дееспособные нормальные родители. Саре суд назначил такого опекуна, который и стал распорядителем ее стремительно растущего состояния. А вовсе не ее отец, нет: с точки зрения штата, он не имел достаточно квалификации распоряжаться такими деньгами. Очень быстро черное движение начало разработку Сары не хуже, чем СО - ее нефтяного месторождения, и предприняло активную агрессию в прессе против ее опекуна, обвиняя того в присвоении Сариных денег и в том, что новоявленная миллионерша продолжает жить в какой-то халупе со своими родителями, в то время, как присосавшаяся белая пиявка нагло ее обворовывает. Было следствие и суд, который постановил, что Сарин опекун был добросовестным и честным человеком и денег ее не прикарманивал. На самом деле, беспокойство было вполне оправданным, потому что, к примеру, среди южных соседей — племени осейджи — в 1920 годах прошла целая серия убийств разбогатевших на нефтяных разработках индейцев, которых убивали их белые «опекуны», получая таким несложным образом право собственности над их земляными наделами и состоянием(2). Было убито более 60 человек. Так что, Саре опять очень повезло. И она, и ее братья и сестры были определены в лучшие школы и получили отличное образование и вообще, судя по всему, радостно и без препятствий пользовались свалившимися на них - не с неба, а из-под земли - богатствами.
Теперь вот что: вы наверняка найдете в Интернете заявление о том, что штат Оклахома якобы издал специальный закон, по которому Сара Ректор была официально объявлена белым человеком. Несмотря на чрезвычайную распространенность этой сплетни (она есть даже в Википедии), никаких документальных доказательств этому не существует. По всей видимости, этот «факт» происходит из буквальной интерпретации одной-единственной газетной статьи того времени. Но там всего-лишь имелось в виду, что индейцы — и Сара — стали, хоть и не совсем полноправными, гражданами США при образовании Оклахомы. То есть, с порядочно-таки расистской точки зрения автора статьи, были приравнены к белым. Не нужно принимать буквально все газетные вырезки столетней давности: там и про то, что Сара — незаконнорожденная дочка Европейских монархов писали. Бумага все стерпит.
Но Сара, благодаря своему невероятному богатству, действительно могла попирать все существующие на тот момент писаные и неписаные расистские законы. Она путешествовала поездами в первом классе, входила в лучшие рестораны через парадный вход, гоняла на дорогих автомобилях (которых имела несколько) и вообще была одной из блистательных флапперов эпохи, принимая в своем доме богачей и знаменитостей, таких как Дюк Эллингтон. С 12 лет Сара будет получать многочисленные предложения рук и сердец, в том числе, от белых мужчин, в том числе, из Европы. Она была слишком богата и знаменита, чтобы ее раса хоть кого-то беспокоила. Потому что, что ни говори, нет лучшего уравнителя, чем деньги. И это правило работает во все стороны.
Биржевый крах 1930 года уничтожит ее состояние и разорит ее мужа - одного из первых чернокожих владельцев автосалонов в Америке. Мы практически ничего не знаем о ее более поздних годах. Сара родит двух детей, разведется и снова выйдет замуж и, по всей видимости, будет вести скромную и спокойную жизнь до самой смерти в 65 лет. Ничего интересного в своей жизни она не сделает, оставаясь ничем не выдающейся женщиной, единственным вкладом в цивилизацию которой была ее редкая везучесть, благодаря которой мы с вами узнали кое-какие интересные факты из истории США, которые иначе прошли бы мимо нас.
_____
1) Вы можете с головой погрузиться в романтику нефтеразработки начала XX века, посмотрев фильм “There will be blood”, который сейчас есть на русском Нетфликсе, сносно дублированный на русский.
2) Осейджи, сидевшие на огромном нефтяном море, стали самым богатым индейским племенем. Только в одном 1923 году племя получило больше 30 миллионов долларов, более 400 миллионов на современные деньги. Злоупотребления их белых "опекунов" привели к изменению законов, по которым отныне пользоваться доходами с индейских земель могут только индейцы по крови, а не просто любые их наследники. В наше время это привело к тому, что потомки полукровок, не записанных в старых реестрах как "настоящие индейцы", вынуждены судиться с племенами за то, чтобы их признали индейцами и позволили получить доступ к все еще продолжающимся нефтяным доходам.
Биржевый крах 1930 года уничтожит ее состояние и разорит ее мужа - одного из первых чернокожих владельцев автосалонов в Америке. Мы практически ничего не знаем о ее более поздних годах. Сара родит двух детей, разведется и снова выйдет замуж и, по всей видимости, будет вести скромную и спокойную жизнь до самой смерти в 65 лет. Ничего интересного в своей жизни она не сделает, оставаясь ничем не выдающейся женщиной, единственным вкладом в цивилизацию которой была ее редкая везучесть, благодаря которой мы с вами узнали кое-какие интересные факты из истории США, которые иначе прошли бы мимо нас.
_____
1) Вы можете с головой погрузиться в романтику нефтеразработки начала XX века, посмотрев фильм “There will be blood”, который сейчас есть на русском Нетфликсе, сносно дублированный на русский.
2) Осейджи, сидевшие на огромном нефтяном море, стали самым богатым индейским племенем. Только в одном 1923 году племя получило больше 30 миллионов долларов, более 400 миллионов на современные деньги. Злоупотребления их белых "опекунов" привели к изменению законов, по которым отныне пользоваться доходами с индейских земель могут только индейцы по крови, а не просто любые их наследники. В наше время это привело к тому, что потомки полукровок, не записанных в старых реестрах как "настоящие индейцы", вынуждены судиться с племенами за то, чтобы их признали индейцами и позволили получить доступ к все еще продолжающимся нефтяным доходам.
Спасибо, Юля! Как всегда, супер-захватывающе!
ОтветитьУдалитьЕй, на самом деле, для счастья нужно было 5000. Не более. Америка действительно была очень расистской страной. А рабовладение человечество не изжило по сей день.
ОтветитьУдалитьПо моим наблюдениям, черные стали более расистки настроенными, чем белые, не только к белым, но и к прочим расам, населяющим эту страну эмигрантов, в том числе, и к своим соплеменникам о чем наиболее ярко свидетельствует избиение черными полицейскими афроамериканца в Мемфисе :. река потекла вспять, устав от бесконечных препонов...
ОтветитьУдалитьименно про Осейджей же новый фильм Скорсезе "Убийцы цветочной луны", так же? хорошая тема для небольшого исследования: более 60 насильственных смертей меньше чем за 15 лет... по четыре убийства в год, в округе с населением не больше 40 тыс.
ОтветитьУдалить