пятница, 8 мая 2020 г.

«Спасибо за помощь»


Эта история началась почти двести лет назад. В начале XIX века США открывает для себя белое золото - хлопок. Юго-Восточные штаты получают уникальную возможность разбогатеть. Проблема одна: большая часть самых подходящих под хлопковые плантации земель занято индейцами, которые, с точки зрения белых фермеров, валяют на них дурака. Не сеют, не пашут,  пускают под хвост прекрасные хозяйственные возможности*! 

 

Стычки белых с племенами становятся все чаще и кровопролитней. Ни те, ни другие не чувствуют себя уютно, и поднимается вопрос, а не переселиться ли индейцам куда-нибудь, где они не будут мешать экономическому прогрессу? Им же все равно, где скакать на лошадях, правильно? Америка большая, почему бы им не подвинуться?

 Формально говоря, никакой насильственной депортации, вроде бы, не предполагалось. Представители от племен (как потом выяснится, запуганные и подкупленные случайные люди) подписали с правительством США договор, по которому индейцы обменивали свои земли в нынешних Джорджии, Алабаме, Миссисипи и Луизиане и Флориде на больший по площади кусок ничейной земли на Западе. Им обещали, что там прекрасная охота и никто не будет их там трогать. Живите себе в мире, гоняйте бизонов, а мы тут все распашем и засеем руками черных рабов. Раз вы сами рабами быть категорически отказываетесь.

 

Предполагалось, что индейцы снимутся с земель предков и «добровольно и самостоятельно» переселятся на новое место жительства к началу 1838 года. США даже обещал организовать продовольственное вспоможение. Белые считали, что они поступили более чем честно и ужасно удивились, когда большинство индейцев отказалось выселяться. Прошло два года в нервных уговорах и разборках, после чего США поняли, что по-хорошему не получается, и к выселению индейцев приступила армия. Начался какой-то жуткий кошмар, продолжавшийся почти год.

 

Помните Оцеолу - вождя краснокожих? Это был молодой вождь, организовавший сопротивление насильственному выселению семинолов. Семинолы вообще никаких договоров не подписывали и сражались до последнего. Было две войны, индейцы проиграли. Их выгоняли из домов с тем, что они могли унести в руках, сгоняли в огромные лагеря, где не хватало ни еды, ни воды, и гнали пешими маршами через пустынные равнины (через города и поселки проходить запрещалось) под палящим солнцем и в зимнюю стужу - от Джорджии до самой Оклахомы. Зимой люди умирали от холода и голода, летом их сотнями уносила холера. По приблизительным подсчетам на «дороге слез» погибло от четверти до трети чероки, чокто, чекасо, семинолов и кри. 

 

Они прибыли в Оклахому в разгар зимы, на пустое место. Сухие выстуженные равнины, на которых ничего не росло и не жило. Неизвестно сколько переселенцев не пережило первой зимы: к этому времени армия США сбросила их с рук, и официальные учеты «убывших» прекратились. Вожди «партии договора», заключившие с правительством США сделку о переселении, были убиты соплеменниками, их убийц никогда не нашли.

 

Постепенно индейцы пришли в себя, освоились на новом месте. Распахали земли, которые были до этого объявлены непригодными для сельского хозяйства. Все эти выселенные с Востока - это были так называемые «цивилизованные племена»: живя долгое время рядом с белыми, они частично переняли их культуру, жили оседло и занимались фермерством, и даже выпускали свою газету. Вместе со всем миром в 1847 году индейцы Среднего Запада узнали о Великом картофельном голоде, поразившим Ирландию. 

 

Грибок уничтожал урожай картофеля четыре года подряд, что привело к голодной смерти более миллиона людей и массовому исходу ирландцев в Америку. Трудно поверить, но индейцы, которые живого ирландца-то наверное никогда в жизни не видели, с редким участием откликнулись на известие о беде, постигшем далекое племя. Они слишком хорошо помнили свои недавние страдания, и не могли позволить другим так же умирать с голоду. Переселенцы начали собирать деньги, буквально по центу, и набранные 170 долларов отправили в помощь голодающим за океан. Если вы читали про "золотую лихорадку", то вы представляете себе, что это была значительная сумма для нищих, пытавшихся помочь другим нищим.  

 

Потом прошло 173 года.

 

В апреле этого года резервации навахо и хопи были серьезно затронуты эпидемией Ковид19. На начало месяца у них в пересчете на душу населения было столько же заболевших и смертей, что в штате Нью-Йорк, т.е. хуже, чем в 48 других штатах. При этом сказывался острый недостаток медицинской помощи. В резервациях сейчас живет много людей с раком и диабетом, стариков и людей, которые потеряли работу и не могут просто отсидеться в карантине: у них нет на это средств. Многие оказались в отчаянном положении. Была начата кампания по сбору пожертвований через интернет. 

 



Вскоре организаторы заметили закономерность: они периодически получали денежные переводы от людей с ирландскими фамилиями с приписками «Мы не забыли вашу доброту», «Рады возможности вернуть вам долг от лица Ирландии» и «В ответ на вашу заботу в годы Великого голода». Индейская молодежь, занимавшаяся сайтом, даже не сразу поняла, что происходит. Но кто-то написал в Твиттер, это сообщение прочли лидеры ирландского землячества США и рассказали уже многим, в том числе и в Ирландии. О том, что какие-то ирландцы возвращают индейцам долг стосемидесятилетней давности. И знаете, Ирландия подключилась!

 

43000 человек пожертвовали суммы от 1 до 5 000 долларов, и спустя полтора  месяца сбор достиг 3 млн., на которые они сейчас закупают продовольствие и воду для нуждающихся - потому что на Юго-Западе до сих пор местами проблема с водой. Сто семьдесят лет и пол земного шара для хорошей кармы оказались не расстоянием. 

____________________________________

* К тому времени среди индейцев уже были фермеры, живущие по-европейски и даже богачи, преимущественно метисы, имевшие плантации и рабов, но значительное число индейцев продолжало жить «традиционно». Европейская цивилизация принесла индейцам невиданное до тех пор классовое расслоение

2 комментария:

  1. Какая замечательная история!

    ОтветитьУдалить
  2. Юлия, отчего вы на пикабу не пишете? Вас на руках бы там носили, мне кажется.

    ОтветитьУдалить