Тем, кому не повезло, демонстрировали невиданную коллекцию острых симптомов, нетипичных ни для гриппа, ни для какой из известных на тот момент болезней (хотя тиф, холера и даже лихорадка денге периодически казались более вероятными диагнозами). Помимо очень высокой температуры, респираторных симптомов и сильных болей во всем теле, для «испанки» были характерны боль в ушах – отиты такие сильные, что лопались барабанные перепонки. Пенистое кровотечение из носа и горла, кровавая рвота, вообще кровотечение отовсюду, со всех слизистых (почему это происходило, до конца не выяснено - возможно, сам вирус разрушал тромбоциты, но может быть, это был результат парадоксальной работы перегруженной иммунной системы). И в конце-концов цианоз – синюшные – иногда прямо синие, цвета индиго – пятна по лицу и телу, демонстрирующие, что легкие не насыщают кровь кислородом и дававшие медперсоналу знак, что этот пациент уже не выживет.
График относительной смертности по возрасту (на каждые сто тысяч человек) у «испанки» (сплошная линия) и статистически нормальных гриппов (пунктирная линия)
Но самым нетипичным в «испанке было возрастное распределение погибших. Если обычный грипп имеет U-образный график смертности по возрасту (умирают самые маленькие и самые старые), испанка имела W-образный график, выкашивая патологическое количество молодых людей от 20 до 40 лет. В Южной Африке эта группа составит 60% погибших. В Швейцарии не было ни одной смерти среди пациентов старше 50 лет. Беременные женщины умирали с вероятностью 70%. Молодых здоровых людей убивал даже не вирус гриппа сам по себе, а массивный иммунный ответ на вирус. Парадоксальный ответ всех элементов сильной иммунной системы, переведенной в режим оверкилл: цитокиновый шторм.
Цитокины – это небольшие белки, которые выделяются в ответ на инфекцию и являются частью иммунного ответа. Некоторые из них непосредственно атакуют патогены – к примеру, хорошо известный вам интерферон. Другие служат информационными агентами, передающими клеткам сигналы начать работать против инфекции – к примеру, командующие гипоталамусу поднять температуру тела. Это очень запутанный и сложный процесс, который я не буду – и не смогла бы – описать подробно и правильно. Остановимся только на том, что касается нашей темы.
Наш организм яростно защищает легкие. Это не удивительно: их слизистая постоянно вступает в непосредственный контакт со всей грязью и заразой окружающей среды через вдыхаемый воздух. Поэтому иммунный ответ на инфекцию легких бывает особенно бурным. Поскольку «испанка» имела свойство добираться до самых легких, а не нормальным образом оседать в верхних дыхательных путях, то иммунитет обрушивал на вирус и результаты его работы все, что мог, стараясь убить как патоген, так и собственные зараженные клетки до того, как они станут рассадниками инфекции.
Дети умирали реже, чем взрослые, но все равно чаще, чем от обычного гриппа
По расширенным капиллярам цитокины и антитела буквально запруживали ткани легких, в процессе разрушая сами капилляры. Кровь и мокрота начинали заливать альвеолы, усиливая разрушение тканей и в конце-концов создавая целые участки в легких, куда совершенно не поступал воздух. Начинался отек легких, процесс, провоцирующий сам себя, когда разрушение легочной ткани ведет к еще более усиливающемуся воспалению, разрушающему легкие еще сильнее. По сей день этот процесс практически необратим и очень опасен. Поэтому когда врач вам говорит «это у вас грипп, спите, больше пейте жидкости, принимайте аспирин и через недельку все пройдет, но в случае, если вы почувствуете затрудненность дыхания, немедленно вызывайте скорую» – это он не преувеличивает и не нагнетает.
Цитокиновый шторм – это одна из возможных причин абнормального возрастного распределения погибших от «испанки». Существует также версия, что в тот год старшее население было меньше подвержено вирусу, потому что они застали предыдущую эпидемию похожего вируса и с детства получили частичный иммунитет. Точно так же, когда уже в нашем веке случилась эпидемия тяжелого гриппа H1N1, смертность среди стариков оказалась ниже, чем ожидалась, – потому что многие имели все еще работающий иммунитет, полученный в «испанку». Исследования, проведенные в Европе, Японии и США показали, что те, кто был рожден до 1918 года, имели очень высокий процент иммунности против этого вида гриппа, в то время, как родившиеся после 1949 его практически не имели. В следующей главе мы поговорим о том, как можно исправить эту ситуацию, и почему прививки от гриппа – это дар господень, несмотря на все их недостатки.
>>продолжение
Комментариев нет:
Отправить комментарий