пятница, 11 октября 2019 г.

Забытая чума. Часть 3. Вторая волна

Откуда мы знаем, что вторая волна «испанки» была тем же самым гриппом, что зверствовал весной? Оттуда, что люди, переболевшие весной, оказались осенью невосприимчивы к очередной вспышке эпидемии. Это было отчетливо видно по солдатам американской и французской армии, и это было особенно заметно по городу Копенгагену, который чуть не весь поголовно переболел в первую волну и, как вскоре обнаружится, им очень и очень повезло. Вторая смертельная волна оставила Копенгаген почти не затронутым, зато те места, куда грипп добрался только к осени, получили по полной.

За время, проведенное на Западном фронте, вирус гриппа мутировал и озверел. Шифта не произошло: это был все еще тот же H1N1, но в обновленной и улучшенной вариации. Огромное количество жертв, через которую вирус прошел в первую волну, обеспечило быстрый и значительный дрейф. Возвращаясь к нашей метафоре: целые армии школьников торопливо копировали подпись завуча всю весну и лето, не снимая противогазы, и к августу ошибка набралась такая, что Канзасская пра-пра-пра-(пра)-бабушка этого вируса не узнала бы своего оевропеившегося потомка. «Испанка» стала не просто тяжелой, но смертельной болезнью. Вместо того, чтобы убивать каждого тысячного из заболевших, грипп начал убивать каждого десятого, а потом – каждого пятого*.

Массовая могила в Филадельфии в сентябре 1918


Сьерра Леоне была в то время протекторатом Британской империи и угледобывающим центром Западной Африки. Порт Фритаун заправлял углем суда, идущие из Европы в Азию и назад. Английское судно привезло грипп во Фритаун в середине августа, и к концу месяца порт становится эффективным раздаточным пунктом, вместе с углем обеспечивающим проходящие суда смертельной болезнью. На «Чепсто касл» умерло 39 матросов, на «Таити» – 115. «Африка» потеряла семь процентов своей команды до того, как они успели добраться до Англии. В самой Сьерра Леоне погибнет от трех до шести процентов населения. Оттуда грипп перепрыгнет в Южную Африку, где убьет полмиллиона человек и практически парализует весь регион. Расовый антагонизм резко возрастет, вводятся усиленные сегрегационные правила, должные защитить белое население от «разносящих заразу черных». Карантинные меры будут в конце-концов зафиксированы в форме законодательства, на сто лет утвердившее в Южной Африке апартеид.

Американские порты все лето успешно отбиваются от локальных вспышек гриппа, доставляемых из Европы судами союзников, немедленно карантинируя всех больных матросов и с тревогой описывая повторяющиеся случаи странной скоротечной пневмонии, приводящей к летальному исходу. У моряков кровь течет из носа и из ушей. У них в легких появляются дырочки, через которые воздух утекает в пространство между легкими и грудными мышцами, и когда такого человека переворачиваешь, он издает потрескивание, как пленка с пузырьками. Вы уверены, что это грипп?.. Но это грипп, а грипп очень сложно удержать за забором, и третьего сентября первый штатский с «испанкой» госпитализирован в горбольницу Бостона, а на следующий день заболели несколько студентов Гарварда. Массовая эпидемия стала вопросом времени. Недолгого времени.

Военная база Девенс находится в 35 милях от Бостона. В сентябре там начинается эпидемия, которую поначалу принимают за менингит: такая высокая температура у больных солдат и так ужасно они бредят. База переполнена новобранцами, ни о каком эффективном карантине не может быть и речи. В течении недели единичные случаи гриппа превращаются в массовую эпидемию. И это – классическая «испанка».

Девенс в среднем теряет сто человек в день. За 24 часа здоровый солдат превращался в синюшный труп с легкими, переполненными мокротой. Люди в прямом смысле слова тонули внутри себя и умирали от острой дыхательной недостаточности. Это называется первичная вирусная пневмония с эдемой легких и против нее даже сейчас с современными лекарствами мало что можно предпринять. Больные кашляли так сильно, что рвали брюшные мышцы, они захлебывались в собственной крови. Врачи и медсестры, совершенно загнанные, иногда умирали прямо на рабочем месте. Просто падали и умирали. Никто никогда не видел такого гриппа и поначалу врачи всерьез беспокоятся, на напала ли на американскую армию совершенно новая неизвестная чума.

Девенс карантинирован, но уже поздно: к концу месяца грипп вспыхнет на каждой второй военной базе США, а оттуда перебросится на города. Попытки военных врачей если не остановить, то хотя бы замедлить наполнение военных баз новобранцами категорически отклоняются. Германия на последнем издыхании, остается только еще чуть чуть дожать – и война будет выиграна. Начинается новый призыв и сотни тысяч молодых людей наполняют регистрационные центры, где все чихают друг на друга. Между тем в лагерях для новобранцев кончаются гробы.

Займи свое место в строю!

Власти изо всех сил сопротивляются распространению информации об эпидемии, опасаясь подорвать боевой дух нации в это решающее время. Даже растущие в геометрической прогрессии цифры смертности истолковывались оптимистически настроенным военно-медицинским начальством так, что «эпидемия явно достигла своего пика и в ближайшие дни пойдет на спад, поэтому никаких мер принимать не нужно». В результате этих мероприятий к октябрю гробы начнут кончаться в Нью-Йорке, Новом Орлеане и Филадельфии**.

Балтимор, который в обычный октябрь начала XX века терял в среднем пять человек от гриппа, в октябре 1918 года потерял 1464. В Филадельфии в пик эпидемии умирают сотни человек в день. Утром у тебя поднималась температура и к ночи ты был синим трупом. Если заболевал один член семьи – сваливалась вся семья и умирал в среднем каждый пятый. Причем парадоксально выживали дети и пожилые люди, а молодые взрослые абсолютно неожиданно сгорали за сутки. На улицах спят осиротевшие дети. Их мертвые родители лежат в домах, потому что некому их хоронить. Морги переполнены и тела в ящиках штабелями громоздятся на улицах. По стране ходят страшные слухи: это чума, это биологическое оружие Кайзера, это немцы отравляют воду! 

Магазины закрыты, школы закрыты, фабрики остановились, учреждения не работают. «Если эпидемия продолжится с тем же математическим ростом, – пишет глава американской медицинской службы, – через несколько недель человеческая цивилизация может исчезнуть с лица Земли».
____________________
* Это очень приблизительные цифры, данные только чтобы показать порядок изменения. На самом деле, смертность от "испанки" сильно разнилась от места и месяца, точто так же трудно усреднить смертность от "обычного" гриппа

** Одна очень старая женщина вспоминала в документальном фильме, как ее родители хоронили ее сестру в коробке из-под макарон.

>>продолжение

Комментариев нет:

Отправить комментарий