среда, 18 сентября 2019 г.

Корсетная полемика и XXI век. Введение

Тугой корсет способствует утрате рассудка 
и возбуждает похоть. 


Орсон С. Фаулер «Тугой корсет и склонность к излишествам», 1846 *

Мы знаем, что историю пишут победители, но мало можем сделать по этому поводу. Доминирующая точка зрения – та, что победила – настолько глушит оппозиционную, что у обычного человека, не специалиста, практически нет возможности найти альтернативные сведения о вещах, реалиях и лицах прошлых веков. Все переписывают друг у друга, и повторяющиеся утверждения становятся “фактами” просто потому, что все же это знают. И поэтому одна из основных задач этих моих эссе – дать вам возможность услышать голос побежденных.


В конце второго десятилетия XX века корсет проиграл почти столетнюю идеологическую войну и был полностью вытеснен из мейнстримовой культуры на периферию. Не считая короткой и безуспешной попытки реставрации в пятидесятых, в последние сто лет корсет не был нормальным предметом одежды. Корсеты были или ортопедическим инструментом или атрибутом жизни маргиналов – фетишистов и артистов оригинального жанра. Обычные люди корсеты в повседневной жизни не носили. Всякий образованный человек прекрасно знал, почему корсет вышел из употребления. Эти тезисы, выдвинутые еще в XIX веке борцами за рациональное платье, полагаю, разделяет большинство из нас по сей день. А именно:



Ношение корсета ведет к тяжелым и необратимым изменениям в здоровье женщины. Корсет нарушает нормальное положение и функционирование внутренних органов, искажает строение скелета и в целом уродует тело. Особенно трагические последствия имеет ношение корсета при беременности. Ношение корсета – мучительно, но женщины веками были вынуждены это делать под давлением общественного мнения и патриархальной культуры. Корсет настолько мешал женщине двигаться и дышать, что делал ее практически беспомощной и приводил к частым обморокам. Доктора, которые были преимущественно мужчинами, считали, что женское тело от природы устроено так, что ему необходим дополнительный экзоскелет, поэтому ношение корсета считалось обязательным не только с эстетической, но и с медицинской точки зрения. Это катастрофическое заблуждение очень долго держалось в общественном мнении, пока достижения медицины и усилия женского освободительного движения не прорвали информационную блокаду и не освободили женщину из тисков китового уса, стальных пластин и мужской мизогинии. 



Интересно, что появившиеся в последние годы на рынке современные аналоги корсетов, политкорректно называющиеся “тренажерами талии”, часть из которых является настоящими корсетами**, поддерживают представления, хорошо сочетающимися с этими же столетними принципами. А именно, что если постоянно носить корсет – «тренажер талии» – то постепенно вы сможете уменьшить обхват торса, т.е. с помощью корсета можно вылепить человеческое тело в определенную желательную форму. Корсет парадоксальным образом возвращается в употребление благодаря тому, что в сознании обывателя закрепились некоторые само собой разумеющиеся истины, предложенные в свое время противниками корсетов. 

Подождите вскакивать с кресел. Я не утверждаю, что все, что было сказано борцами за реформу одежды, абсолютно неверно. Но я готова защищать гипотезу, что эта концепция унаследована нами из XIX века и отражает только одну – победившую – точку зрения, совершенно игнорируя многочисленные свидетельства, в том числе современные, опровергающие полностью или частично некоторые ее положения. Если мы готовы признать ошибочным популярное в те времена мнение, что ношение корсета вызывает чахотку, почему бы нам не посмотреть критически и на остальные тезисы? Потому что, откровенно говоря: что мы знаем о корсетах?

Ни одна из этих фотографий не отражает викторианских реальностей

Во-первых, то, как большинство современных людей представляет себе корсетирование в старые времена, базируются на свидетельствах, которые только кажутся объективными. Многие из популярных фоточек викторианской поры, которые используют для иллюстрации рассказов об ужасах корсетов, не заслуживают никакого доверия. Часть из них – беззастенчивый докомпьютерный фотошоп. Фотографы умели модифицировать фотографии задолго до изобретения Facetune app и они это постоянно делали на радость клиентам.

Другая же часть – это настоящие пин-апы. Дамочки на них не являются нормальными представителями от женщин: это или в прямом смысле слова проститутки, работавшие на фетиш-индустрию, или профессиональные артистки, активно эксплуатировавшие свою внешность для достижения материальной выгоды. Для них экстремальное затягивание было способом заработать на хлеб, и скорее всего, до настоящей славы доходили из них те, кто имел фигуру, от природы близкую к пресловутым 18 дюймам. Парадные фотораграфии принцесс в свадебных платьях тоже нельзя назвать типичным положением дел.

Парад профессионалок. Слева направо: очевидная фетиш-модель; мисс Камиль Клиффорд - победительница конкурса "Живая Гибсоновская девушка", получила 2 000 тогдашних долларов призовых за свою фигуру; Эмили Бушар, сценическое имя Полэр, скандально известная певица и актриса, прославленная своей невероятной талией

Нужно еще иметь в виду то, что корсет не просто сжимает торс, но придает ему более округлую в сечении форму. Свободный человек в поперечном сечении овальный; корсетированный человек – круглый. Поэтому когда вы видите даму в корсете спереди, она кажется очень тонкой в талии, но при этом она такой же ширины сбоку, а незатянутая женщина в передней проекции шире, чем в боковой. Обхват их может быть одинаковым, но дама в корсете будет выглядеть стройнее. Поэтому все инстаграм-няши знают, что фотографироваться нужно, скрутив корпус так, чтобы грудь смотрела в камеру прямо, а талия – боком.

Затем, о викторианских корсетах зачастую судят по сохранившимся в музеях образцам, что не очень справедливо: ведь сохранились именно те корсеты, которые по каким-то причинам не носили. Хорошие корсеты занашивались до дыр и передавались от матери к дочери. Заношенные корсеты распарывали, вынимали из них косточки и вставляли в новые корсеты. Для малоимущих женщин существовал обширный рынок секонд-хэнд корсетов. Большинство женщин поздневикторианского времени, когда корсеты и утягивание были на самом пике, носили корсеты от 22 до 30 дюймов, то есть от 56 до 76 см – все еще впечатляющие цифры, но это были мерки корсетов в полностью зашнурованном виде, а настоящий корсет дает возможность с помощью шнуровки варьировать обхват до 15 см. И чтобы разъяснить этот момент, нам нужно обратиться к анатомии корсета.

Оставайтесь с нами. Я расскажу вам всю правду о корсете. Мы изучим его устройство и историю, узнаем, за что умирали киты и как техническая революция повлияла на моду – вы знаете, как я люблю мат. часть. Мы увидим, как усилия врачей и гигиенистов в который уж раз привели к появлению опасных для здоровья привычек и даже к новому виду аддикции. Узнаем, почему девочки сначала плакали, когда их затягивали в корсет, а потом плакали, если их затягивали недостаточно туго. Как изобретение крошечной металлической детальки, с которой вы встречаетесь каждый день, превратилось в проклятие женского рода, и как мужчины пытались спасти женщин от самих себя и как у них ничего не вышло.
_________________
* Цитирую по книге: Valerie Steele "The Corset: A Cultural History"

** В следующей главе я остановлюсь подробнее на различиях эластичного и "настоящего" корсетов

>>продолжение

Комментариев нет:

Отправить комментарий