вторник, 27 августа 2019 г.

Цвет денег. Эволюция цвета как символа статуса. Часть 4

Москвички одевались по большей части скучно: 
прямая юбка и белая блузка с галстуком или шелковые платья 
тоскливых темных тонов. 

Любовница Смерти 

Я уже чувствую, как самые нетерпеливые из моих читателей тычут пальчиком в экран, бормоча: «Все это, конечно, очень интересно, но когда мы до конкретики дойдем? Что нам-то носить в этом веке, не в триннадцатом? Одеваться-то как, если нужно пустить пыль в глаза?»

К сожалению, если мы говорим исключительно о цвете, то простого ответа на этот вопрос нет. В наше время абсолютно недостаточно одеться во все черное, или во все белое, или во все бежевое или пурпурное, или даже увешаться с головы до ног логотипами, чтобы выглядеть «дорого». Скажите спасибо глобализации, удешевлению товаров народного потребления, распространению контрафактных товаров и общей демократизации жизни. Прошли времена, когда богатые отоваривались в совершенно других магазинах, чем бедные, и офицер полиции (я все не могу слезть с Агаты Кристи), пошарившись в шкафу жертвы, мог на глаз точно определить ее соцэкономический статус. Миллиардеры ходят в джинсах и сидят на диванах из Икеи. Мешать Шанель и секонд-хенд становится почти что экологическим трендом. Озабоченность тем, чтобы каждая вещь в твоем окружении – от одежды и обуви до электроники и зубной щетки – была дорогая и элитно-марочная, метит неразбирающегося нувориша и это ведь не то, что мы хотим, – показаться нуворишем? Никто, кроме новоявленных звезд рэпа, не хочет просто выглядеть как деньги – все хотят выглядеть как старые деньги, в этом ведь наша задача, правильно? Иначе можно просто вставить по бриллианту в каждый зуб и не заморачиваться с цветовой палитрой.

Сами понимаете....

Несмотря на всю глобализацию культуры, чтобы ответить на вопрос «как выглядеть дорого?» нужно сначала ответить на вопрос: «где?» В мире еще достаточно мест – стран, городов и комнат – где единственный способ одеться дорого – это нацепить на себя как можно больше золота и логотипов. Местечковые стереотипы держаться с удивительным упорством. В Майами можно одеться с головы до ног в неон и выглядеть не только прилично, но и элегантно, но сомневаюсь, что это прокатит в Бостоне. И я мало что знаю о нравах Европы, но подозреваю, что в Италии высший свет одевается не так, как в Швеции. Одежда – это система символов, а когда вы манипулируете символами, нужно всегда убеждаться, что ваши символы правильно поняты. Эркюль Пуаро всегда был одет с иголочки, и в английских деревнях его стабильно принимали за парикмахера.

Есть ли у нас хоть какие-то общие принципы, хоть какие-то ориентиры? Есть, но они вам не понравятся. Пресловутая простота элегантности – обманчивый концепт. Банальность и простые решения никогда не были отмечены печатью аристократизма. Знаки элитарности по определению должны выделять вас из толпы. Как говорил мой знакомый художник, если вам было просто что-то сделать, это будет просто сделать и всем остальным. Выстроить элитарную эстетику, опираясь на ширпотреб, сколько угодно дорогой, практически невозможно. В некоторых местах девушке нужно таскать с собой тысячедолларовую сумочку не для того, чтобы выглядеть дорого, а чтобы выглядеть как все, просто дотянуть до нормы. То, что тысячедолларовых сумочек хватает на всех, снижает их статус, несмотря на то, что компаниям каждый год удается поднимать цены, потому что спрос неуклонно растет. Для потребителя это идиотский забег вверх по эскалатору, ведущему вниз. Все эти деньги лучше было бы потратить на психиатра.

Старая (реально, товарищи, старая: мы проследили ее историю с конца позапрошлого века) рекомендация «одеваться в нейтральные цвета» именно сейчас перестала срабатывать. Как вы заметили, мы только что прошли (да и не прошли еще толком) эпизод сильного увлечения нейтральной палитрой, связанный, в первую очередь, с модой на минимализм и скандинавскую эстетику. В прошлом году еще все девочки строили базовый микро-гардероб из белых, черных, бежевых и серых шмоток. Одевшись в нейтральные цвета, вы сейчас будете выглядеть не столько шикарно, сколько банально трендово, причем, тренд этот как раз заворачивает за угол. Я не предлагаю вам выбрасывать составленный базовый гардероб, упаси боже, отличная работа. Я просто призываю помнить, что это ваша база, то есть фон, бэкграунд, в настоящее время настоятельно требующий переднего плана*.

"Платить такие деньги всего за один цвет?!" - изумляется Шелдон Купер. Но Ким уверена, что оно того стоит

Монохромные ансамбли действительно производят впечатление цельности и контроля, но если вы просто вырядитесь с головы до ног в черный, который вам не к лицу (а кому он вообще к лицу), да к тому же часть его не очень черный, то вас как раз и примут за парикмахера. Плохой черный цвет слишком распространен, и он также слишком распространен как униформа обслуживающего персонала, чтобы не вызывать ощущения простоты и заезженности. Точно также если вы выглядите, как будто на вас кастрюлю овсянки вылили, – это не выделит вас положительно из толпы. Не требуется больших материальных и интеллектуальных ресурсов, чтобы надеть серенькую кофточку под серый костюм. С другой стороны, монохромный аутфит цвета морской волны, как говорили у нас в детском саду, собрать сейчас будет очень сложно: не каждому удастся сбегать в ближайший магазин и воспроизвести ваш аутфит (ничего, что я не по-русски?). И тут мы перейдем к самому важному: к частоте и редкости цветов на рынке.

Есть цвета модные, есть цвета популярные, а есть еще цвета, которые промышленность поставила на поток. Если вы зайдете в большой мультибрендовый магазин, вы заметите, что некоторые цвета – точнее, оттенки цветов – встречаются очень часто, а некоторые – вообще практически невозможно найти. К примеру, среди красных вещей большинство покрашено в практически один и тот же довольно холодный яркий красный цвет, найти же теплый помидорный красный среди одежды для взрослых очень сложно. Зеленых вещей сейчас вообще довольно мало, и в большинстве своем они близки к цвету разведенной зеленки. Салатовых или темных бутылочных зеленых почти нет. Зато розовых и фиолетовых полно. И так далее.

Рене Руссо в "Афере Томаса Крауна" выглядела очень классно, одетая c головы до ног в черный, или серо-голубой, или цвет верблюжей шерсти. Это было в 1999 году, сейчас для того же эффекта нужны более смелые цвета

Вы уже достаточно много знаете о промышленных красителях, чтобы без моей подсказки догадаться, почему так происходит. Пантон может сколько угодно декларировать тот или другой оттенок «цветом года» – производители должны оперировать в жесткой реальности, где себестоимость, производственная безопасность, длительность производственного цикла и другие, скрытые от покупателей, критерии влияют на цветовой ассортимент продукции сильнее, чем мода. Лекция Миранды Пристли в «Дьявол носит Прада» о голубом свитере** – это только часть истории. Тот оттенок голубого добрался до Энди не только потому, что его когда-то выбрали модельеры, но и потому, что нашелся дешевый, стойкий, безопасный и не замедляющий процесса голубой краситель, и производители смогли поставить его на поток.

Разумеется, независимые дизайнеры могут найти текстильщика, который точно воспроизводит их цветовые фантазии в ткани – какими бы экстравагантными они ни были. Ассортимент возможных красок для одежды огромен. Но дизайнеры масс-маркета могут сколько угодно писать на эскизе «цвет кровавого апельсина» – на первом же производственном совещании им просто предложат выбрать из имеющихся красных и не выпендриваться. Чем дешевле класс одежды, тем более типичными будут цвета. Чем дороже одежда, тем выше шанс появления необычных сложных оттенков и их сочетаний.

Более того, в разных городах, регионах и странах, цветовая палитра в магазинах будет отличаться, потому что – местечковая мода, разный спрос. И тем не менее, попробуйте где угодно, хоть в том же Майями, найти зеленую мужскую мотоциклетную куртку. Редкие цвета, а особенно – редкие для определенного типа одежды – существуют, или, точнее, почти не существуют. И это самая короткая дорога к тому, чтобы сделать свой внешний вид выгодно отличающимся от масс.

Оранжевый и светло-голубой - безусловно, цвета редкие для смокинга, но зато популярные среди клоунов. С другой стороны, темно-синий смокинг выглядит свежо и не вульгарно (Dumb and Dumber/I Love You, Man)

Насыщенные, сочные цвета, не кажущиеся вылинявшими или застиранными, выглядят лучше и дороже. Но только если это не крикливые цвета детских фломастеров – их на рынке полно и они продолжают ассоциироваться с юношеством. Нейтральные цвета тоже могут быть или хорошими – сочными, с едва заметным, но читающимся красочным оттенком – и плохими: грязные бежевые; не очень черные черные; скучные, совершенно без цветного подтона, серые; отливающие фиолетовым, мучительные белые. Но сложнее всего дела обстоят с рисунком.

Чисто для проформы упомяну, что рисунок тоже может быть частью брендинга и тогда его символизм становится не столько цветовым, сколько знаковым: как клетка Burberry, например. Безусловно, к рисунку применимы те же принципы, как к чистым цветам: все его составляющие цвета должны быть небанальными, редкими, взрослыми. Красивые, неслучайные сочетания редких цветов составляют «дорогие» рисунки. Также паттерн принимает на себя обязательства, которые мы бы приложили скорее к крою, чем к цвету, а именно – ясность формы, т.е. быть четким, хорошо пропечатанным, чтобы краски не плыли и не наслаивались друг на друга. Поэтому тканые рисунки как правило выглядят круче набивных. Но не красно-белая клеточка скатертей итальянских ресторанчиков.

Эмили отлдичается от Стефани в фильме "A Simple Favor" не только и не столько тем, что первая носит детские цвета и паттерны, а вторая ходит в мужских костюмах нейтральных цветов - их отличает все: рост, цвет кожи, прическа, маньеризм

Однако самые дорогие цвета – это те, которые вам, лично вам, по-настоящему к лицу. Одежда определенного цвета может очень сильно украсить – или изуродовать – человека. Шикарнее всего вы выглядите в тех цветах, которые вам идут (и поэтому нейтральные цвета почти никому не добавляют шика: строгости – да, шика – навряд ли). Универсальным знаком богатства является благополучие и здоровье, их визуально распознаваемые признаки. Нет ничего дороже беспечной юности – разве что уверенная в себе зрелость. Самые широко распространенные символы статуса не имеют вообще никакого отношения к одежде, это идеальные зубы и кожа, поставленный голос и грамотная речь, спокойная уверенная манера держаться, эрудиция и умеренный либерализм, и уж извините если обижу, но это правда, –подтянутая стройная фигура. То, что очень сложно получить простыми методами, и чему нельзя быстро научиться, посмотрев видео в Ю-Тюбе. Эти неброские знаки также требуют искушенного наблюдателя: для человека неопытного или наивного они могут или вообще пройти незамеченными, или вас назовут нищебродом, не разбирающимся в колбасных обрезках. С другой стороны: с какой стати принцессам разбираться в колбасных обрезках?

А «Десяти способов выглядеть дорого на маленькую зарплату» у меня нет. Извините, если разочаровала. Но если бы ответ был прост, его бы знали все и он был бы бесполезен.
_______________

* Точно так же, как пресловутое маленькое черное платье было изобретено как задник для демонстрации аксессуаров и личности его хозяйки – и в те годы, когда платья были ярких цветов и обязательно сильно декорированные, это был исключительно новаторский подход.

** «Вы не знаете о том, что этот свитер — не просто голубой, не лазурный, не бирюзовый, а небесно-голубой. И вам невдомек, что в 2002 году Оскар де ла Рента создал коллекцию платьев небесно-голубого цвета. А затем, кажется, Ив Сен-Лоран – коллекцию небесно-голубых френчей… И вскоре другие дизайнеры ввели небесно-голубой цвет в свою палитру. Затем он просочился в крупные магазины одежды, а потом спустился еще ниже, достиг какого-нибудь магазина уцененных товаров, где вы его и выудили. Однако, ради появления этого оттенка были потрачены миллионы долларов и огромный труд. И хотя вы уверены, что сделанный вами выбор подчеркивает вашу независимость от моды, на самом деле вы носите свитер, который был выбран для вас людьми в этой самой комнате… Из горы тряпок». 

7 комментариев:

  1. Спасибо за текст, очень интересно и познавательно. Пиши ещё, с уважением, antitonka

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за объемный текст. Написан ярко, познавательно и по философски. Так сейчас уже почти не пишут. Статья заставляет задуматься, и это - главное.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за интересную тему, грамотную речь, независимость суждений, Получила массу удовольствия от чтения! Обязательно пишите еще.

    ОтветитьУдалить
  4. СПАСИБО.
    Ваши публикации... Без них нельзя. Они стали для меня необходимостью...

    ОтветитьУдалить
  5. Как интересно! И вспомнился разговор со знакомым милионером(мульти). Я пришла к нему в офис, на нем был очень старый и видно, что чрезвычайно удобный и любимый свитер сложного оранжевого оттенка. На рукаве дырочка - петли распустились. Он заметил мой взгляд и засмеялся: "Сейчас встретишься с моим начальником по производству, он одет с иголочки, ему положено, он должен держать марку и представлять фирму. А я могу позволить себе одеваться как мне приятно,например, в тон к машине." Он летом купил жёлтое феррари, тогда таких было две на всю страну (Финляндия). Думаю, что отношение к себе, к миру и т.д. и т.п. - это самое важное условие в умении выглядеть дорого. И благодарю, благодарю за такие шикарные тексты!

    ОтветитьУдалить