Поглядите только на этот тонкий оттенок приглушенного белого.
Благородная тяжесть бумаги… О господи, на ней даже есть водяной знак!
Американский психопат
Стиль "преппи" - элитных частных школ - почти не изменился с середины века. Веселитесь, пока можете, мальчики, на следующий год вы все будете одеты как ваш куратор
Фундамент дрогнет даже под таким базовым цветовым статусным символом, как цвет кожи. В начале XX века в моду вошли спорт и светотерапия, загар резко повысил свой статус в идеологии белых европеоидов. Богатые люди вдруг стали загорелыми людьми. Бледная кожа летом повсюду надежно метила неудачников: начиная от США и кончая СССР. Посмотрите на кинозвезд середины века – они же темно-коричневые!* При этом до самого недавнего времени афро-американская общественность в массе своей считала, что чем темнее ваша кожа, тем затрапезнее ваш вид. Это очень неполиткорректно, и сейчас мало кто из черных американцев готов в этом признаться, но расистские стандарты накрепко вошли в эстетические пристрастия черной Америки. Я помню, как Опра возмущалась этому факту каких-нибудь 15 лет назад. Для меня, воспитанной в Советском Союзе на идее, что расизм – это продукт белой расы, было очень чудно узнать, как глубоко он проник в мозги угнетаемых.
Помимо женщин и рабов, эмансипация затронет еще одну огромную часть человечества. Дети перестанут быть надоедливыми недолюдьми и постепенно превратятся из малозначащих придатков взрослых в центр их вселенной. В XX веке по-настоящему расцветает детская мода и появляется специализированная одежда для подростков. Маленьких детей перестают одевать с головы до ног в белый, как ангелочков, которыми они, как выяснилось благодаря новой науке психиатрии, не являются. Красители становятся лучше (и безопаснее) и начинают успешно переносить необходимые частые стирки. Розовый цвет рекомендуют для мальчиков, голубой – для девочек. Это не опечатка: розовый цвет считался мягким оттенком мужественного красного, а голубой – романтического синего, стереотип сменится на противоположный только в пятидесятые годы, когда девочки отвоюют себе розовый, зажав, впрочем, и все голубые.
"Grease" был снят в 1978, но костюмы дизайнера Альберта Вольского утвердились как архетип молодежной контр-культуры пятидесятых и превратились в карнавальные костюмы на Хеллоуин
После Второй мировой войны подростки перестают быть «молодыми взрослыми» и определяются как самостоятельная группа населения со своей субкультурой. Поначалу их одежда мало отличается от взрослой по крою, что ее выделяет, так это яркий бескомпромиссный декор. Яркие первичные цвета – наивные по сути своей – окончательно становятся юношескими. Простые насыщенные оттенки начинают ассоциироваться с незрелостью, максимализмом, прыщами, танцульками и политическим радикализмом. В мирное время зрослые психически устойчивые люди тяготеют к более сдержанной палитре. Даже радикальные черный и белый воспринимаются как чрезмерно кричащие и в больших обьемах пригодны только для вечерней одежды. Маленькое черное платье было маленьким неспроста.
В 20 веке богатый человек станет человеком работающим. Рантье вышли из моды. Если раньше время богатых структурировалось на зиму и лето, на сезон и не сезон, то теперь их время структурируется на работу и досуг. Треть своей жизни они проводят в деловых костюмах, цветовая палитра которых практически не варьируется два столетия. Заканчивая школу, состоятельный человек отрекается от ярких теплых тонов. Галстук останется единственным цветным пятном в его костюме и превратится в фрейдистский тотем мужественности. Преуспевающий человек позволяет себе вернуться к ностальгическим розовым, голубым и салатно-зеленому только на пару часов для гольфа и бранча в загородном клубе, а возвращаясь в город, снова упаковывается в 50 оттенков серого. И так до пенсии.
Эти кадры из фильма "Скрытые фигуры" отлично демонстрируют как выглядели рядовые работницы расчетного отдела НАСА и как выглядела руководительница их отдела в первой половине шестидесятых
Я всерьез думаю, что современный деловой костюм застрял в обиходе так надолго в том числе из-за того, что в XX веке женщины начали массово входить в мир бизнеса. Где им нужно было в первую очередь дистанцировать себя от собственных секретарш, для чего они стали одеваться как мужчины, по-новому закрепив стереотип. Солидные влиятельные люди обоего пола сознательно и решительно отказываются демонстрировать свою индивидуальность через одежду, конформизм и консерватизм становятся не просто основными, но единственными эстетическими принципами новой элиты. Креативность и бурная фантазия оставлена богеме; одежда делового человека должна демонстрировать его способность подчиняться правилам, его дисциплину и эмоциональную сдержанность. Даже в те десятилетия, когда мода склоняется к яркой насыщенной цветовой палитре и узорным тканям, элита продолжает держаться заветов бабушек и дедов, сохраняя приверженность нейтральным оттенкам: темным для работы, светлым – для досуга.
Пятидесятые, семидесятые, восьмидесятые годы проносятся в вихре кислотных цветов и набивных тряпок, но все, кто хочет подняться наверх по социальной лестнице, накрепко усвоили, что мода проходит, а элегантность остается, и под словом элегантность всегда подразумевается консерватизм и верность идеалам прошлого века, которые к девяностым годам превращаются в порядочное занудство. «Бежевый, повсюду один хренов бежевый», – с тоской пожалуется Керри мистер Биг, женившийся на девушке из высшего общества**. Нужно было быть таким гением как Армани, чтобы сделать эту скудную эстетическую диету привлекательной.
В значительной степени благодаря Нэнси Рейган бескомпромиссный красный цвет сохранил свое место в допустимой палитре цветов деловой женщины
Симптоматичным в этом смысле является фильм «Основной инстинкт», где главная героиня – очевидное воплощение агрессивной сексуальности – ни разу не показывается не только в, казалось бы, приличествующем фам-фаталь красном, но даже, господи прости, в черном. Только белый и кремовый и бежевый. Ангельские цвета? О нет, здесь это – цвета богатства, демонстрация ее статуса, от которого идет ее наглость и уверенность в своей вседозволенности. Кремовый стал более хищным цветом, чем черный.
В XX веке на сцену выходит совершенно новая визуальная знаковая система, которая потеснит цвет как таковой в роли символа статуса. Помните предприимчивого химика Перкина, случайно изобретшего первый анилиновый краситель и совершенно не случайно разбогатевшего на своем открытии? Французы довольно быстро воспроизвели его формулу и начали гнать на рынок аналогичный краситель под другим названием, отхапав здоровый кусок его колоссальных барышей. Перкин пытался возмущаться, но он мало что мог поделать: в те времена практически не было законодательства – тем более международного – защищавшего право интеллектуальной собственности. Но оно вскоре появилось. Сформировалось патентное право, появились законы о торговой марке и к концу века появились первые настоящие бренды с логотипами.
"Ищите красную бирку!" – призвает реклама покупателя. Большой кожаный ярлык на поясе "Левайсов" c двумя лошадьми, разрывающими джинсы, нормально оказывался под ремнем
Изначально логотип производителя располагали где-нибудь в незаметном месте – на изнанке платья или на дне посуды. Таким образом компания защищалась от подделок. А теперь логотип инкорпорируют в дизайн и что особенно важно – метят стандартно выглядящие вещи, которые иначе трудно было бы отличить даже не от подделок, а просто от других аналогичных вещей, как рубашки-поло*** или джинсы. Логотип объяснил покупателю, почему тот платит в пять раз больше за вроде бы такую же вещь, он гарантировал качество, а также позволял потребителю наглядно продемонстрировать верность марке и принадлежность к определенной социоэкономической группе.
Очаровательные живописные остроты by Michael Moebius
Логотип гораздо лучше цвета справляется с функцией метить престижные вещи и важных людей. Преуспевающие люди носят переплетения букв, как раньше носили пурпур. Конкретный цвет перестает быть социальным маркером, пока вдруг некоторым – пока что очень малому количеству – компаниям не удается наложить лапу на определенный цвет и сделать его своим защищенным товарным знаком. Понадобилось решение Верховного суда США, но теперь компания может забить определенный оттенок цвета для использования в конкретной индустрии и не позволять прямым конкурентам его использовать****. И если розовый Барби или коричневый курьерской службы UPS вряд ли можно назвать статусными, то против голубого Тиффани (Пантон 1837) думаю, возражений не последует. Лубутэн пять лет судился с европейскими производителями, посмевшими выпустить на рынок туфли с ярко-красной подошвой, – и выиграл. Цвет снова нашел дорогу в символы статуса – но уже верхом на загривке брендинга.
—————
* На моих глазах общественное мнение развернулось на 180 градусов, и темный, а еще хуже – ненатурально выглядящий, оранжевый, загар в XXI веке становится меткой низших классов: вы что, не читали о фотостарении? Даже если ваш загар «из бутылки», он символизирует – что? Меланому?..
** Sex and the City, Season 3 ep. 9
*** Lacoste со своим крокодилом были одними из пионеров видимых лого
****Не все страны позволяют зарегистрировать один цвет как торговый знак компании, и даже там, где это в принципе позволено, это довольно сложный процесс с массой ограничений
>>окончание
интересная статья ( все три)
ОтветитьУдалитьТам еще третья часть есть, я поставила ссылки внизу каждого поста :)
Удалить