Часть третья. Трусы и политэкономия
Вспомним первый раз когда компания Дайверов оказалась в поле зрения Розмари.
"С другой стороны, совсем неподалеку, лежала под зонтом молодая женщина, что-то выписывавшая из раскрытой на песке книги. Она спустила с плеч лямки купального костюма, и ее обнаженная спина блестела на солнце; нитка матового жемчуга оттеняла ровный апельсинно-коричневый загар. <...> Рядом сидел стройный мужчина в жокейской шапочке и трусиках в красную полоску; дальше та белозубая женщина, которую Розмэри заметила на плоту; она сразу увидела Розмэри и, как видно, узнала. Еще дальше — мужчина в синих трусиках, с длинным лицом и открытой солнцу львиной гривой был занят оживленной беседой с молодым человеком явно романского происхождения в черных трусиках; разговаривая, они перебирали песок, выдергивая кусочки засохших водорослей".
Только в 1931 году передовик купальникостроения компания Jantzen выпустит модель, специально расчитанную на то, чтобы носить со спущенными с плеч лямками: подмышками продернут шнурок, удерживающий купальник на месте
Когда я прочла этот пассаж в первый раз я, помню,подумала: "Опять у нас не могут толком перевести". Какие "трусики" в двадцатых годах? Топлес - в одних плавках, с обнаженным торсом - мужчины начнут появляться на пляже только в середине тридцатых (и в консервативной Америке их будут продолжать арестовывать, с аргументами что "гориллам не место на пляже": соски в реальной жизни тогда третировались хуже, чем сейчас в Фэйсбуке). В 1925 году это более чем странно.
Я не поленилась полезть в оригинальный английский текст, где обнаружила, что мужчины на Ла Гаруп фигуряют "in a pair of tights". Совсем уже заинтригованная, я начала разбираться, быстро наткнулась на форум, где англоязычные люди, не менее меня заинтригованные, спорили о том, сидел ли Дик Дайвер на пляже в дамских колготках или же в каких-то модных обтягивающих брюках, и наконец нашла в древних словарях объяснение заимствованному из французского слову maillot - цельный купальник, что это "tights or leotards, навроде того, что носят балерины и цирковые артисты", по-нашему, выходит, трико или лосины. Слово maillot войдет в английские словари в 1928 году и будет вазаимозаменимым с английским tank suit. Фицджеральд, покупавший свои купальные костюмы во Франции, наверняка привык называть их именно maillot, переводя на английский tights - "трико".
То есть, переводить это на русский словом "трусики" более чем смело. Вполне можно представить, что tights в глазах Фицджеральда это нормальный для 25 года закрытый купальный костюм, которые были практически одинаковы для мужчин и женщин, в виде майки пришитой к шортам, подумала я. Но что делать с фразой о Кэмпионе: a bald man in a monocle and a pair of tights, his tufted chest thrown out, his brash navel sucked in?
По крайней мере тов. Кэмпион фигуряет на пляже с оголенной волосатой грудью и пупком на виду. Обратимся к документальным фотографиям. Вот Сара Мёрфи, словно нарочно иллюстрируя сцену из романа, сидит, спустив лямки с плеч, её коронные жемчуга, которые она носила не снимая, свисают на спину:
А вот Кол Портер валяет дурака, вырядившись в Сарины бусы и Джеральдову вязаную шапочку:
А вот и остальная компания: Джеральд, Пикассо, какой-то чувак в карнавальном костюме... К моему величайшему изумлению, компания Мёрфи, действительно, торчала на пляже в одних трусах (когда не торчала в костюмах с галстуками).
Пикассо, надо заметить, был самым большим судя по всему энтузиастом топлес-купания. И судя по фото, где он козыряет с гигантским фиговм листком поверх трусов, он прекрасно понимал, какое эпатирующее впечтление он производит. В любом случае, в конце двадцатых, даже в прогрессивной Ривьере, топлес мужчины просто вопиют "private beach". Это все равно, что сейчас ходить по пляжу голышом. Голышом, между прочим, они тоже ходили, о чем тоже остались фотографии.
Немного матчасти.
Обложка юмористического журнала "Judge" работы Руфь Истман, одной из самых популярных иллюстраторов времени, когда фотографии еще было не место на обложках приличных журналов
До изобретения первой полусинтетической эластичной ткани (Lastex было ее коммерческое название) купальные костюмы шились из шерстяного джерси. Намокая, они обвисали и очень неэстетично облегали все, что могли, и весили почти четыре килограмма. Кроме того, они все время сползали. Приличия диктовали мужчинам носить поверх купальника юбочку, прекрывающую чресла. Женский купальный костюм начала 20х годов все еще представлял собой недалеко ушедший от викторианского комплект, состоящий из туники - практически, укороченного платья - и панталончиков до колен.
Не разобрать, где мальчики, где девочки
В 1925 на рынок выходит изобретение, повлекшее за собой переворот в общественном сознании. Была выпущена первая настоящая эластичная ткань: американский "ластекс" был сделан на основе хлопкового или ацетатного трикотажа, в который вплеталась латексная нить, делающая полотно эластичным в двух направлениях. Впереди планеты всей становится Портлендская компания Jantzen (такие хипстеры, такие хипстеры!), переснарядившая вязальные станки для изготовления манжет свитеров на вязку цельных купальных костюмов, плотно облегающих тело, открывающих ноги до верхней трети бедра, включавших в себя подшитую очень короткую юбочку и практически не отличающихся в мужском и женском варианте. Это были настоящие спортивные купальники, не снеснявшие движений, какие до этого носили только профессиональные спортсмены, и Jantzen вырывается на рынок с девизом: "Не купаться, а плавать!" В английском языке термин bathing suit заменяется на swimming suit.
В костюм входили чулки и шапочка из того же материала
Ластовица из ластекса, придерживающая семейные сокровища в трусах и придававшая им более абстрактный и менее пугающий купальщиц силуэт, позволит отказаться от юбочки - как для мужчин, так и для женщин, и почти половину продаж для мужчин займут, так сказать, раздельные купальники, состояшие из майки - как правило, светлой или полосатой - и трусов - всегда темных - со штрипками и на белом ремне. То, что "верх" и "низ" можно было купить раздельно (и еще отдельно ремень) не означало, что их можно было раздельно носить на общественном пляже. Вот на этом снимке Скотт и Зельда демонстрируют типичные купальники того времени:
Первые мужские купальники с намеком на то, что их можно носить без верха, появятся только в 1933 году: "Men's Topper" имел отстегивающийся верх на только что изобретенной молнии. При активных занятиях спортом все еще нельзя было положиться на то, что трусы не сползут нафиг, верх рекомендовалось пристегивать. Но до самого конца 30-х годов мужчины, появлсяясь на пляже топлес, рисковали арестом. То есть, если вы пришли в 1925 году на пляж и увидели там мужчин в одних плавках - это все равно что сейчас увидеть народ совершенно голый. Очень прогрессивно и по-европейски. И это обьясняет странную сцену с кружевными панталонами - даже не саму сцену, а неожиданный социо-философский комментарий к ней, приводивший меня в тупик:
"Николь тем временем передала мужу странный предмет, над которым она трудилась все утро. Он скрылся в кабинке и через минуту вышел оттуда в черных кружевных панталонах до колен. Экстравагантность этого костюма вызвала переполох на пляже; впрочем, при ближайшем рассмотрении оказалось, что под кружевом подшит чехол телесного цвета."
Вот как я все это понимаю. Дайверы видят, что "белокожие" снобы пытаются подражать им, и их это раздражает. Наверняка то, что Кэмпион, несмотря на возраст и положение щеголяет по пляжу топлес, смущая Розмари, - это еще одна попытка подражать убер-модным богатым трендсеттеорам. Кружевные трусы Дайверов были провокацией и насмешкой, типа: "это вы тоже будете за нами повторять или как?"
И далее идет пассаж о том, что Дайверские шутки были укоренены в их роскошном стиле жизни. Они не старались жить красиво - у них это получалось само собой. Их модернизм был естественным результатом их богатства. Им были доступны все новинки промышленности, все технические новшества - а также все новейшие, крутейшие, ломающие стереотипы идеи и люди. То, что для других было экстравагантным, модным и шокирующим для Дайверов было бытовухой - просто потому что они были омерзительно богаты и могли себе позволить выбирать лучшее и лучших. За ними было невозможно угнаться на по материальной, ни по духовной части. И они жестоко напоминали об этом всем пытавшимся.
Немного матчасти.
Обложка юмористического журнала "Judge" работы Руфь Истман, одной из самых популярных иллюстраторов времени, когда фотографии еще было не место на обложках приличных журналов
До изобретения первой полусинтетической эластичной ткани (Lastex было ее коммерческое название) купальные костюмы шились из шерстяного джерси. Намокая, они обвисали и очень неэстетично облегали все, что могли, и весили почти четыре килограмма. Кроме того, они все время сползали. Приличия диктовали мужчинам носить поверх купальника юбочку, прекрывающую чресла. Женский купальный костюм начала 20х годов все еще представлял собой недалеко ушедший от викторианского комплект, состоящий из туники - практически, укороченного платья - и панталончиков до колен.
Не разобрать, где мальчики, где девочки
В 1925 на рынок выходит изобретение, повлекшее за собой переворот в общественном сознании. Была выпущена первая настоящая эластичная ткань: американский "ластекс" был сделан на основе хлопкового или ацетатного трикотажа, в который вплеталась латексная нить, делающая полотно эластичным в двух направлениях. Впереди планеты всей становится Портлендская компания Jantzen (такие хипстеры, такие хипстеры!), переснарядившая вязальные станки для изготовления манжет свитеров на вязку цельных купальных костюмов, плотно облегающих тело, открывающих ноги до верхней трети бедра, включавших в себя подшитую очень короткую юбочку и практически не отличающихся в мужском и женском варианте. Это были настоящие спортивные купальники, не снеснявшие движений, какие до этого носили только профессиональные спортсмены, и Jantzen вырывается на рынок с девизом: "Не купаться, а плавать!" В английском языке термин bathing suit заменяется на swimming suit.
В костюм входили чулки и шапочка из того же материала
Ластовица из ластекса, придерживающая семейные сокровища в трусах и придававшая им более абстрактный и менее пугающий купальщиц силуэт, позволит отказаться от юбочки - как для мужчин, так и для женщин, и почти половину продаж для мужчин займут, так сказать, раздельные купальники, состояшие из майки - как правило, светлой или полосатой - и трусов - всегда темных - со штрипками и на белом ремне. То, что "верх" и "низ" можно было купить раздельно (и еще отдельно ремень) не означало, что их можно было раздельно носить на общественном пляже. Вот на этом снимке Скотт и Зельда демонстрируют типичные купальники того времени:
Первые мужские купальники с намеком на то, что их можно носить без верха, появятся только в 1933 году: "Men's Topper" имел отстегивающийся верх на только что изобретенной молнии. При активных занятиях спортом все еще нельзя было положиться на то, что трусы не сползут нафиг, верх рекомендовалось пристегивать. Но до самого конца 30-х годов мужчины, появлсяясь на пляже топлес, рисковали арестом. То есть, если вы пришли в 1925 году на пляж и увидели там мужчин в одних плавках - это все равно что сейчас увидеть народ совершенно голый. Очень прогрессивно и по-европейски. И это обьясняет странную сцену с кружевными панталонами - даже не саму сцену, а неожиданный социо-философский комментарий к ней, приводивший меня в тупик:
"Николь тем временем передала мужу странный предмет, над которым она трудилась все утро. Он скрылся в кабинке и через минуту вышел оттуда в черных кружевных панталонах до колен. Экстравагантность этого костюма вызвала переполох на пляже; впрочем, при ближайшем рассмотрении оказалось, что под кружевом подшит чехол телесного цвета."
Вот как я все это понимаю. Дайверы видят, что "белокожие" снобы пытаются подражать им, и их это раздражает. Наверняка то, что Кэмпион, несмотря на возраст и положение щеголяет по пляжу топлес, смущая Розмари, - это еще одна попытка подражать убер-модным богатым трендсеттеорам. Кружевные трусы Дайверов были провокацией и насмешкой, типа: "это вы тоже будете за нами повторять или как?"
И далее идет пассаж о том, что Дайверские шутки были укоренены в их роскошном стиле жизни. Они не старались жить красиво - у них это получалось само собой. Их модернизм был естественным результатом их богатства. Им были доступны все новинки промышленности, все технические новшества - а также все новейшие, крутейшие, ломающие стереотипы идеи и люди. То, что для других было экстравагантным, модным и шокирующим для Дайверов было бытовухой - просто потому что они были омерзительно богаты и могли себе позволить выбирать лучшее и лучших. За ними было невозможно угнаться на по материальной, ни по духовной части. И они жестоко напоминали об этом всем пытавшимся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий