среда, 20 февраля 2019 г.

Восток против Запада. Запад против Востока

ВОСТОК ПРОТИВ ЗАПАДА

Дополнительная прелесть изучения иностранного языка, о которой никогда не говорят, это то, что ты можешь обнаружить в себе качества, которые как бы раньше и не существовали, потому что для них нет термина в твоем родном языке. А тут нашлось слово - и вот оно! - всегда ж тут торчало, а я и не замечал...

К примеру, я обнаружила, что у меня authority issues. По-русски и не сформулируешь толком, а в Америке успешно лечат психотерапией. Кроме того, я осознала, что я типичная West coast person - человек с Запада.




Противопоставление East coast и West coast - людей, культуры, моды, бизнеса и традиций Восточного и Западного побережья США - глубинно и традиционно. Если сравнивать с Россией, то это типа нашего противопоставления Москвы и Санкт-Петербурга: не в смысле, что Москва - это Вест, а Питер - это Ист или наоборот, но в смысле такого же культурного противостояния. Мало кто откажет себе в удовольствии за фужером водки начать: "Ах, москвичи - они все такие..." - и пошли стереотипы. Или, если ты как раз москвич: "Питерцы они все.... я даже не знаю..." - и тут же находится, что сказать. Ну и конечно, когда поток иссякнет, вспоминают, что "ну а в Сибири - там всегда люди были..." - и хватает еще на полбутылки.

Прикольно то, что многие люди, никогда в США не жившие, прекрасно классифицируются под Вест Кост или Ист Кост, а сами даже об этом не знают. Вот я на вас смотрю, окружающие мои, и иногда меня озаряет: "Она такая... typical East coast girl, такой Массачусец, даром, что из Москвы, а пересади в Бостон - не заметит же!" Ну вот, а некоторые, как я - такая Калифорния, даром, что ни разу ее не нюхали. Потому что география вторична, первично воспитание и стиль жизни.



Поверхностное сравниение редко уходит дальше сообщений, что "East coast is fast paced and West coast is chill, East coast dress more formal and West coast dress casual" (Восточный берег живет в быстром ритме, Западный более расслабленно, на Востоке одеваются более строго, на Западе более свободно), но это все мелкие цветочки на огромном дереве, расщепленном у самых корней. Не то, чтобы Западные люди не интересовались карьерой или деньгами - просто они подходят к ним иначе. Не то, чтобы Восток не был способен на инновации и никогда не снимал галстука, просто там инновациям отводят другое место и галстук в результате снимают реже. Восток на карте направо, Запад налево: это не только географический факт.

East coast - это не только "старые" деньги, старые университеты, семейные особняки, гольф по субботам и пуловеры пастельных цветов. Это берег классики как таковой, берег традиций, семейственности по крови, элегантности и социального порядка. С рождения ты встроен в систему. У тебя есть семья - и это определяет твой нуль, а также у тебя есть амбиции - и это определяет твой вектор. Иногда приходится нуль перемещать, чтобы сдвинуть конец вектора выше, чем обьективно возможно. Делать вид, что ты закончил престижный университет, чтобы получить должность в хорошей компании, а потом до конца жизни врать, что твои родители - старая Виргинская аристократия и твой пра-пра-пра-пра- приплыл в эту страну на первых кораблях пилигримов.



Но можно и не зазнаваться. Гордиться своими корнями. Ни разу в жизни не побывав в Европе, называть себя итальянцем (ирландцем, шотландцем, французским гугенотом) и передавать из поколение в поколение рецепт бабушкиного соуса. И водить детей в ту же церковь, в которой венчались твои родители. И в 21 веке искать дочке хорошего еврейского мальчика, игнорируя факт, что дочка встречается только с чернокожими парнями. Не признавая расизм вслух, между нами - своими людьми - молчаливо понимать, что люди разных background'ов могут смешиваться только в колледже. Твоя семья - это как мафия: выйти из нее можно только ногами вперед.

На Восточном берегу даже господь бог подчинен порядку и живет по правилам. Есть "нормальные" религии, из них главная - христианство протестантского образца, оно как староста в классе, а при нем студсовет: католицизм, пристойный светский иудаизм и недавно получивший жетон и свисток скромный, знающий свое место мирный ислам. Рядом - странноватый отличник, с которым не дружат, но часто просят списать - буддизм. На задних партах - всякое отребье, с которым не знается никто, кто хоть немножко беспокоится о своей репутации: new age, "ортодоксальное" хистианство, индуизм, шаманские практики, бахаи и прочие в перьях. Этим можно переболеть в юности, но после выхода из колледжа мы не носим бус и шалей, также, как после 7 сентября не носим белые брюки. Экстремистский ислам выставлен в коридор. Его и религией-то не рискуют называть и обращаются как с трудным подростком из семьи безнадежных алкоголиков: что с него взять, у него дома ведь настоящий ад. Конечно, бедняжка не виноват, но нашим детям с ним играть, разумеется, не следует.



В этой семейственности существует бизнесс Восточного берега, вросший в землю, в недвижимость и в паркет фондовой биржи. Считается, что деньги не пахнут, но мы то знаем, что хорошо пахнут только деньги унаследованные. Можно, разумеется, сделать и свои собственные деньги, но делать их нужно определенным образом и в определенном костюме, наследуя если не деньги, то хотя бы правила игры. Психически здоровый человек это тот, кто делает карьеру. Стресс разгоняет кровь и улучшает цвет лица. Конкуренция бодрит. Джеки Кеннеди вспоминала, что в детстве они с сестрами и братом не рисковали попасться на глаза родителям, праздно сидя без дела, - и это были дети одной из самых богатых семей страны.

Авторитет это авторитет это авторитет. Классика на то и классика, что она проверена верменем. Коллективный опыт превыше личного. Какими бы ни были твои родственники - это твоя семья. Если ты не патриот своей родины - то кто ты? Эмигранты разумеется хотят ассимилироваться. Как они могут не хотеть? Мы живем в лучшей стране мира. Один в поле не воин. Все знают правила и поэтому могут быть судимы обьективно и вслух. Жизнь - борьба. И каждый должен стать победителем. It's hip to be square.



ЗАПАД ПРОТИВ ВОСТОКА

А босоногие миллионеры - это Запад. Главы мультимиллиардных компаний, бросающие бизнес и уезжающие на три месяца в йога-ретрит в Гималаи - это такой West Coast, такой West Coast, даже если у них штаб-квартира на Манхеттане. Энтузиасты нетрадиционных медицинских практик, профессоры, едущие в университет на скейтах, родители, курящие травку с подросшими детьми, все самовыраженцы с шестиметровыми расписанными холстами в гаражах, бородатые лесорубы с айпадами и пилигримы органических рынков... West coast is the best coast. Гамаки в офисах, закаты на пляже, куртки в бахроме, распущенные волосы... Это берег инноваций - как технических, так и идеологических, законов, которые устанавливают себе сами, новой экологически чистой аристократии. Social climber'ы на Западе чахнут, потому что им не на что climb.




Исторически Weas coast это была такая Сибирь с пальмами. Заселение Америки шло от Атлантического океана к Тихому, поэтому досюда добирались только самые упертые и дарвинский отбор прошел ни на шутку. Приехавшим приходилось изобретать свою жизнь с нуля. У них были головы, руки и плечо друга. Ни одной книги, ни одного совета директоров. Ни папы, ни мамы. Некому было соощить им, что сандалии не носят на носки. Фраза "Почему я должен гордиться своими предками, я же ничего не сделал для их успеха" понятна только Западникам. Также как и необходимость каждый раз изобретать новый велосипед.

Новая цивилизация, связанная со Старым миром только генами, а имена они уже поменяли на испанские, индейские, выдуманные... Они называют это либерализмом, потому что слово "безотцовщина" плохо выглядит на предвыборных плакатах. Людям, которые считают, что "в семью не рождаются, семью находят", вообще нужно запретить пересекать границу Тихоокеанского часового пояса. Так же и тем, кто до сих пор ментально не вернулся с Вудстока.



В этой республике ШКИД вырастает и расцветает пышным цветом идея, что все люди братья и земля наш отчий дом - потому что кровные связи порвались так давно, что каждый встречный снежный человек кажется роднее и ближе собственной бабушки. Слияние с природой, которое двести лет назад было просто-напросто вынужденным, потому что у тебя не было ничего, кроме палатки и огнива, теперь - дорогостоящий стиль жизни, требующий существенных вложений в высокотехнологичное оборудование и органические продукты. Главная религия Западного побережья - раздельный сбор вторсырья. Вторая - Кастаньеда. Смертные грехи курения (табака, от марихуаны одна польза) и ожирения (Твое тело - это храм!) могут стоить тебе карьеры. Впрочем, в тени Каскадных гор "карьера" это почти что бранное слово.

На Западе говорят, что они работают, чтобы жить, а не живут, чтобы работать. Только дураки много пашут, умные пашут эффективно, не забывая прерываться на коллективную медитацию вместе с лошадьми. При этом здесь не то, чтобы больше отдыхали и меньше трудились, скорее здесь гораздо менее четко разделяют себя рабочего и себя домашнего, чем на Восточном берегу, где ты покупаешь часами работы часы досуга. Здесь карьера - это часть вашей индивидуальности, форма творчества. Работая, отдыхаем, но и отдыхая продолжаем работать. То, что на Востоке называют "стабильностью", на Западе называют "тоской". То, что на Западе называют "творческим подходом к бизнесу" на Востоке успешно лечат медикаментозно. На Западе же мало доверяют таблетками и лечат корпоративный карьеризм иглоукалыванием. Никто не хочет быть самым богатым человеком на кладбище, но тем не менее все хотят стать миллионерами поневоле.



Это берег золотоискателей, и неважно в какой индустрии вы подвизаетесь, психология общая: приехать, застолбить, копнуть и найти самородок величиной с кулак. Блаженный Джобс сказал, что гораздо круче быть пиратом, чем матросом ВМС. Каждый официант пишет сценарий и сценарий этот один и тот же. Высадиться в LAX, пройти по бульвару Сансет, попасться на глаза продюсеру, стать кинозвездой. Высадиться в SFO, начать стартап, продать Гуглу, стать миллионером. Это место для тех, кто хочет всего и сейчас, а не постепенно и понемножку. О, Калифорния! Золотая цель всех беглых подростков. Четверть страны страдает синдромом Питера Пена. К сожалению, все понаехавшие рано или поздно осознают, что жить на этом волшебном острове можно только если ты действительно умеешь совершать чудеса. Остальным денег хватает или на квартиру или на дантиста, но не на то и другое сразу.




Крышу сносящее соседство убежденности, что человек обязан жить в свое удовольствие, и при этом самая высокая стоимость жизни в стране и зверская конкуренция - быстро вытравливают из тебя остатки здравого смысла. На Востоке люди рождаются сорокалетними, на Западе - умирают седыми мальчишками. Те, кто не выдерживает бесконечного приключения, совершают отход на север, в Портландию, где стареют с цветами в волосах (высадиться в SEA, открыть органическую кофейню, где можно будет расписывать воздушные шары и запускать в небо - через два года обгоним и перегоним Старбакс, правда же?), а совсем отчаявшиеся возвращаются домой на Средний Запад (у них же тут, помимо побережий, еще есть Середина, и Юг и Техас!) или еще дальше, под родительское крыло, подпевая айподу:


... I think I'll go to Boston,
I think I'll start a new life...

А Бостон, господа, это тоже очень дорогой город.

3 комментария:

  1. Довольно странно, что такие простоватые противопоставления подаются как будто это философия в университете.

    Все фигня. И у нас тут в Заливной всяких можно найти (не знаю, как там у вас в пыльном Бостоне).

    Тривиализация. Плюс, похоже, с восточно-побережной точки зрения вообще не видно, какой у нас тут плавильный котел. Какие на хрен "протестанты". Хиспаники, китайцы, индийцы. Эти ваши хиппи в накинутых на плечи свитерочках, ну или там с доской для серфа на плече - это только часть картины, и не такая уж большая. Ну да, издалека и не разобрать, я понимаю. Просто я не спешил бы так уж рубить правду-матку. Вы ведь из Москвы будете?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, не из Москвы, но насчет философии вы угадали! :)

      Удалить
  2. А какая связь между 07.09 и белыми брюками? Начало осени?

    ОтветитьУдалить