четверг, 21 февраля 2019 г.

Про порчу монеты

Я не буду сейчас рыться в книге, чтобы найти точную цитату, но где-то в Максимах, если не ошибаюсь, Честерфилд рассказывает историю о том, как в какой-то стране жулики начали обрезать края серебряных монет, и эти порченые монеты, в которых было меньше серебра, невозможно было отличить от настоящих. Тогда король приказал чеканить по всему краю монеты фразу "И украшение и защита". "Точно такая же цель и у хорошего воспитания", - заключает Честерфилд.

 Нас с детства оставили беззащитными. И я не имею в виду случаи, когда тебя пригласили на обед к английской королеве и ты не знаешь, которой вилкой есть салат. Я имею в виду каждодневные столкновения с агрессией, на которые мы не знаем, как ответить, просто потому что у нас нет ни навыков, ни методов. "Как ответить, если тебе задали бестактный вопрос?" "Что сказать, если ты не хочешь отвечать?" "Как отказаться, чтобы не обидеть?" "Можно ли поставить на место хама, не унизившись самому?" - мир тонет и ни у кого нет спасательного круга.

 В фильме "Blast from the past" главный герой, вылезший из подземелья, где он просидел с конца 50-х годов,сообщает современной молодежи: "Простейшее определение леди или джентльмена это тот, кто делает все возможное, чтобы окружающие чувствовали себя как можно лучше." "Ну надо же, - удивляется другой,совершенно современный, молодой человек, - а я всегда думал, что джентльмен - это тот, у кого есть лошади". Про форму еще смутно помнят, про этикет, про поклоны и шляпы, но про то, что за этим стоит, уже никто не знает, а баз этого хорошие манеры это не защита.

 На Американском юге, мне говорили, до сих пор не перевелись настоящие леди и джентльмены. Там, по слухам, люди все еще передают от родителей к детям умения, ставшие экзотикой в других местах, где большинство считает, что хорошо воспитанный человек - это тот, кто может так нахамить, что невозможно придраться. Конфедераты еще чувствуют связь между формой и содержанием, и осознают, что культура - это не просто воздерживаться от того, чтобы сморкаться в скатерть. Но это становится все более и более гностическим эзотерическим знанием, которое замещают интернет-инструкции недобритых светских львиц "В какой руке держать нож, когда отрезаешь голову соседу".

 Смотрю сейчас кино про Джонни Кэша - "Walk the line". И там есть сцена, где к певице Джун Картер подходит в магазине совершенно посторонняя женщина и безо всякого приглашения заявляет ей в лицо: "- Родители ваши настоящие добрые христиане. Удивляюсь, как они еще с вами разговаривают после того, что вы выкинули с Карлом Смитом. Развод - это омерзительно. Брак заключается на всю жизнь!"

Что бы вы сказали на это? Как бы вы отреагировали? Что бы посоветовала Опра? Журнал Cosmopolitan? Психологи? Даже самые воспитанные из нас, те, кто не стал бы хамить и материться в ответ, есть ли у нас защита от такого нападения? Что нам дало наше воспитание? Да ничего. Мы теряемся. От нас любой может отрезать кусочек и продать подешевле.

Риз Визерспун получила Оскар в 2006 году за роль Джун Картер в этом фильме. Она сама - урожденная южанка, из хорошей интеллигентной семьи, ей эта роль, наверное, подошла, как перчатка. Она не отвела глаз, не повысила голоса, и ответила почти сразу - грустно, но безо всякой экзальтации и без тени сарказма:

 - I'm sorry I let you down, ma'am. - Простите, что я вас подвела.

 "Short and simple definition of a lady or a gentleman is, someone who always tries to make sure the people around him or her are as comfortable as possible." Как подумаю, сколько же мне еще учиться и учиться. Не забывать о том, что "каждый акт агрессии - это мольба о помощи и просьба о любви". Что вежливость - это форма щедрости, а значит - форма смелости. И именно поэтому я иногда мечтаю переехеть на юг. А вовсе не потому, что там ковбои.

Комментариев нет:

Отправить комментарий