Часть III
К этому времени негодующий профессор Дринкер наплевал на угрозы и опубликовал результаты своего исследования в научном журнале. Информация была подхвачена прессой. Подозрения, что длительное облучение даже сравнительно небольшими дозами радиации может негативно влиять на здоровье, начинает постепенно формироваться в умах медицинского сообщества, потому что к концу двадцатых становится заметно, что уж слишком многие доктора и медсестры, занятые в лучевой терапии, сами заболевают лейкемией и другими видами рака.
Между тем, корпорация делает все возможное, чтобы оттянуть разбирательство. Законодательство того времени требовало, чтобы иск по производственным травмам был начат не позже, чем в течении двух лет с момента их получения, и «Radium Girls» должны были доказать в суде, что их случай особый и их травмирование не прекращается даже после того, как они оставили работу. Процесс протекал с бесконечными откладываниями и отсрочками. USRC, к примеру, однажды попросила суд отложить заседание на несколько месяцев, потому что все ее главные специалисты отбыли в отпуск в Европу на все лето. Они просто в наглую выжидали, когда все истицы умрут. Между тем, двое из пяти девушек уже не могли встать с постели и были так слабы, что им понадобилась помощь просто чтобы поднять правую руку для присяги.
В конце-концов, поняв, что у них просто нет времени, чтобы дожидаться суда, а корпорация способна оттягивать разбирательство до бесконечности, девушки вступили в соглашение с USRC, по которому бывший наниматель выплачивал им по 10 000 долларов каждой единовременно и 600 долларов в год до смерти, не признавая своей вины, а, как они выразились в официальном заявлении, потому что им просто выкрутили руки, настроив против них общественное мнение. Компании не пришлось долго платить: все пятеро истиц были мертвы к середине тридцатых.
А потом эта и без того омерзительная история стала совсем уж гнусной. USRC был не единственным производителем светящихся часов. В 1922 году в Иллинойсе было открыто конкурирующее предприятие, называвшийся Radium Dial Company и делавшее то же самое тем же самым материалом и силами таких же девушек. Поскольку этот завод открылся на несколько лет позже, его работницы начали замечать симптомы отравления радием только к 1926~27 году. Когда статьи о «радиоактивных девушках» из Нью-Джерси появились в прессе, их иллинойские коллеги забеспокоились и начали требовать у начальства разъяснений. На что им было заявлено, что все это мура, что скандалистки из Нью-Джерси просто подцепили какую-то вирусную инфекцию, и на той фабрике эпидемия, к радиоактивной краске никакого отношения не имеющая. А когда через пару лет иллинойские работницы начали умирать, тем, кто еще не разболелся и мог ходить на работу, объяснили, что если они будут рыпаться, то их просто уволят без выходного пособия. А на дворе к этому времени были уже на золотые двадцатые с их экономическим бумом и изобилием рабочих мест, а начало Великой Депрессии.
В результате, работницы Radium Dial судились со своим начальством аж до 1939 года. Газеты называли их «society of living dead». За это время было проведено несколько детальных исследований о долгосрочном влиянии радиоактивных элементов на человеческий организм и было выяснено, что никакой возможности нейтрализовать губительное воздействие радия, внедрившегося в кости, не существует. Обращались прямо к Мари Кюри, которая ответила, чтоб была бы рада помочь жертвам, но нечем. Они - живые мертвецы, дожидающиеся скорой смерти.
Трудно точно сказать, сколько человек оказались жертвами отравления радиоактивной краской. Многие женщины, проработавшие на фабриках меньше года и получившие меньшие дозы, начали демонстрировать симптомы только спустя несколько лет и умерли от хронической лучевой болезни, даже не подозревая о причине своего несчастья. По меньшей мере, их было 120 человек. Умерших от анемии, от саркомы, от лейкемии, от инфекций в источенных радием костях, или, как случилось с первой из них, с Молли, - она захлебнулась собственной кровью, когда радиационное излучение совершенно разъело ее челюсти изнутри и добралась до крупных кровеносных сосудов.
Последняя известная «радиоактивная девушка» скончалась в 2020 году. Мэй Кин не нравился вкус краски и она отказывалась толкать кисточку в рот. В результате ее работа казалась начальству неаккуратной и ее быстро уволили. Что и спасло ей жизнь, хотя она вскоре потеряла все зубы и дважды переболела раком, но в конце-концов дожила до 107 лет. Возможно, где-то в Америке еще живут столетние старушки, которые четырнадцати-, пятнадцати-, шестнадцатилетними девчонками раскрашивали цифры на часах светящейся краской. Но они были слишком непоседливы, много болтали, размазывали краску, портили продукцию и были с позором выкинуты с хорошей престижной работы, чтобы уйти служить официантками и продавщицами, горничными и почтальоншами и продолжать жить.
Обалденно иннтересно! Расшерила у себя в ФБ.
ОтветитьУдалить