пятница, 20 сентября 2019 г.

Корсетная полемика и XXI век. Дамы и служанки

Крутились юбки, растрепались парики. Всыпали поту 
немкам. И многие дивились — отчего у дам жёсткие рёбра? 
Спросил и Пётр об этом у Софьи-Шарлотты. 
Курфюрстина не поняла сначала, потом смеялась до слёз: 
 — Сие не рёбра, а пружины да кости в наших корсетах… 

Петр Первый 

Архетипический корсет, о котором мы обычно говорим, когда упоминаем корсетную полемику между гигиенистами и ретроградами, возник на самом деле совсем недавно: только в середине XIX века. Это был плод индустриальной революции. До этого корсеты были совершенно другой конструкции, которая вообще не позволяла по-настоящему сильное утягивание до образование осиной талии. В английском языке даже есть другие слова для корсетов до XIX века: stays, pair of stays или bodice — потому что это был принципиально другой предмет одежды*. Но все они удовлетворяли требованиям "настоящего корсета".

"Настоящий" корсет плотно охватывает торс, в максимальной ширине он может сверху доставать до подмышек, закрывая грудь, и снизу — опускаться до середины бедра. Корсет обязательно имеет вертикальные и иногда горизонтальные ребра жесткости из упругих пластин, а также шнуровку, позволяющую варьировать как общую ширину изделия, так и его форму, затягивая, к примеру, туже на талии и более свободно в груди и бедрах. Все, что не имеет жестких ребер и настоящей шнуровки, которую можно полностью распустить, настоящим корсетом не является. В XХ веке появились эластичные корсеты, не имевшие вертикальных косточек и застегивающиеся на крючки — их прямыми потомками являются современные тренажеры талии. Игривые атласные лифы с имитацией шнуровки, которые вы найдете в бельевом отделе, корсетами не являются совсем. Но широкий пояс со шнуровкой и ребрами жесткости — технически, корсет, даже если он всего 20 см ширины.

Ни в Испании в XVIII веке, ни в Англии в конце XIX корсет не носили на голое тело, потому что их почти невозможно было стирать. И поэтому корсет был одним из редких цветных предметов нижней одежды

Сама концепция корсета появилась в европейской моде где-то в начале XVI века. Ранние корсеты выглядели как конические жесткие лифы на лямках, укрепеленные ребрами, сделанными из дерева, металла, кости или, позднее, китового уса. Их задачей было не сформировать фигуру — они в принципе так не работали, потому что представляли собой довольно точный конус, совершенно никак не относящийся к форме человеческого тела. Корсет должен был придать торсу максимально геометрическую форму, сглаживая все выпуклости, включая грудь, чтобы потом на это тело можно было надеть такой же формы платье. Корсет также держал на себе массивные ювелирные изделия и украшенные пышные юбки, тяжесть которых не могла бы выдержать ткань лифа.

Иллюзия тонюсенькой талии дам в XVII и особенно XVIII веках возникает не столько от реального утягивания, сколько от впечатляющего контраста, который создавали топорщащиеся в сторону фижмы, воротники и рукава. Никаких рекордов тонкости талии тогда не делали, даже и концепции худобы как секс-символа еще не было. Красавиц ценили за пышность груди, вываливающейся из корсета сверху, вообще за пышность форм. Ни Венеры эпохи барокко, ни кокетки рококо не обладают фигурой “песочные часы”, в чем вы легко можете убедиться, обойдя два-три зала Художественного музея.

На картине Юджина Депуаттевина крестьянкая девушка, одетая в национальный костюм, шнурует свой корсет, не обращая внимания на корову, с которой она делит спальню

Во многих европейских национальных костюмах остались подобия корсетов со шнуровкой спереди или по бокам — и это то, что повседневно носили обычные женщины двести - триста лет назад. В этом видео вы можете посмотреть на процесс одевания женщины третьего сословия в XVIII веке — ее stays укреплен тонкими деревянными прутами. Зацените карман как отдельный предмет ансамбля. Существовали также бодис, соединенные с нижней юбкой. Вообще, поскольку одежда изгововлялась на дому, существовала масса вариантов кроя. Светские дамы носили сложные платья с корсетами, шнурующимися в том числе сзади - эти можно было затянуть потуже и навесить на них побольше парчи и драгоценностей. Спереди в корсет вставляли жесткую планшетку — бюск  — который вообще-то держал лиф платья, чтоб тот не морщился, но постепенно стал чем-то навроде эротического символа: дамы дарили украшенные игривыми картинками бюски своим поклонникам.

Мода эпохи ампир почти покончила с корсетами как рудиментом пошлой галантной эпохи. Платья свободной формы, имитировавшие античные, были отрезными под грудью, придавая фигуре силуэт колонны, и под этими псевдо-туниками дамы носили лифы, очень похожие на современные бюстье: фактически удлиненный бюстгальтер из нескольких слоев плотной ткани**. Парадоксально, но в конце XVIII — начале XIX века мужчины чаще прибегали к корсету для формирования фигуры, чем дамы. Бо Браммелл, о котором мы уже говорили, запугал своими насмешками всех светских людей Европы, убедив джентльменов, что форма и силуэт их костюма важнее, чем дороговизна материалов и пышность украшений.

Теперь вы знаете, что было под платьем у мадам Рекамье

Постепенно мода на античность и полунаготу отходит, и к началу Викторианской эпохи дамы снова укутываются в огромное количество ткани. Рукава и юбки становятся очень широкими, чтобы заново подчеркнуть тонкость талии, которая снова начинает затягиваться в укрепленный китовым усом корсет, уже напоминающий по форме песочные часы и поддерживающий грудь получашками наподобие современного балконета. Китовый ус постепенно под влиянием тепла тела выгибался и садился по фигуре. Фабрично изготовленные корсеты усаживали на манекенах, обрабатывая горячим паром. Спереди корсет укреплялся бюском из кости или дерева, жестко удерживающей линию живота вертикально, чтобы лиф платья не мялся. Эти корсеты приходится зашнуровывать на спине, что требует помощи горничной, рабыни, сестры, матери или мужа. По счастью, в те времена женщины подразделялись на тех, кто делил спальню с другими членами семьи, и тех, у кого была своя камеристка***.

Помощникам не обязательно было прикладывать большую силу, упаковывая даму в корсет. Карикатурные ситуации, когда девушка хватается за кроватный столб, а дюжая горничная упирается ей в крестец сапогом, существовали по преимуществу в анекдотах. До середины XIX века корсет просто не мог затягиваться очень уж туго. Отверстия для шнуровки корсета обметывали на руках нитками. При попытке очень туго затянуть корсет, шнурки начинали рвать петли и ткань. Затягивание требовало скорее терпения и аккуратности, чем грубой силы.

К середине 30х корсет наконец примет каноническую форму. Строго говоря, Викторианская эпоха еще не началась: она начнется в год, когда погибнет Пушкин

Проблема была решена изобретением люверсов — маленьких металлических колечек, окаймляющие дырочки для шнурков. Сначала их сделали, чтобы продергивать корабельные снасти на парусах, сейчас вы шнуруете через них свои кеды и кроссовки. А в середине XIX века люверсы чуть было не погубили женское население цивилизованных стран. Теперь, благодаря укрепленным металлом петлям, можно было тянуть за шнурки изо всех сил — корсет при этом не рвался! И, конечно, нашлись дамы, немедленно превратившие корсетирование в экстремальный спорт.

В 1848 году был запатентован разъемный металлический бюск с рядом металлических петелек и пуговичек, который совершенно революционизировал ношение корсета. Теперь корсет можно было надеть и зашнуровать без посторонней помощи! Вы сначала зашнуровываете корсет свободно, потом оборачиваете его вокруг себя, застегиваете бюск, а затем со всей дури тяните в стороны за шнурки на спинке. И — вуаля! Женщина могла сама контролировать, как туго затянут ее корсет, и шнурки, легко скользящие по металлическим люверсам, демократизировали тугую шнуровку. Теперь осиную талию могла себе позволить не только дама с горничной, но и сама горничная! И они немедленно начали соревноваться, кто кого переутянет. К ужасу докторов тугая шнуровка вырвалась из великосветских гостиных и заполонила улицы.

Разработка Р. Э.Чаплин, жертва нездорового body image'a в XIX веке и самостоятельная женщина, шнурующаяся безо всякой помощи скисшего в углу кавалера, на рисунке Тулуз-Лотрека

Отдельное спасибо следует сказать мадам Рокси Энн Чаплин, работавшей мастерицей по корсетам в Лондоне. На промышленной выставке 1951 года она получила премию за проект принципиально новой формы корсета, который не имел лямок на плечах и держался на торсе исключительно за счет плотного утягивания. Р. Э. Чаплин была вообще-то поборницей гигиены и здоровья и ее изобретение должно было бы по идее сделать корсет более комфортным, не давящим на плечи и промотирующим правильную осанку. Как же так вышло, что все эти достижения: удобный разъемный бюск, предохраняющие ткань металлические люверсы и гигиеничная выкройка миссис Чаплин — привели к созданию того самого классического викторианского корсета — пыточного устройства, с которым так яро боролись гигиенисты и суфражистки? Это был риторический вопрос.

Во второй половине века происходит еще одно изменение, повлиявшее на устройство корсетов: киты начали кончаться. Китовый ус — этот чудесный натуральный предшественник пластика, гибкий, прочный и деформирующийся под воздействием тепла,  становится все реже и дороже. Зато промышленность предоставляет большой выбор отличной пружинной стали. Косточки корсетов начинают все чаще делать из стали, которая, в отличие от китового уса, не деформируется со временем вообще. Корсеты практически перестают усаживаться по фигуре, как они делали до этого. Небольшое разнашивание происходит — но только за счет некоторой растяжки ткани. Однако, по большей части, телу приходится приспосабливаться к корсету, а не наоборот. Формируется концепция тренировки фигуры, что означает: юные девы, рассчитывающие на светскую карьеру и качественного мужа, начинают туго шнуроваться с момента, когда они начинают расти, то есть, лет с девяти.
______________
* Также потом будут называть детские корсеты, имеющие более геометрическую примитивную форму, чем взрослые настоящие корсеты

** Вы можете посмотреть весь процесс одевания девушки в 1816 году в этом видео

*** Весь процесс одевания барышни в 1830х в этом видео

>>продолжение

Комментариев нет:

Отправить комментарий