пятница, 17 мая 2019 г.

Корсары и зомби. Сахар и соль. Часть 5


РАБСТВО НА ГАИТИ




Чтобы не жевала сахарный тростник

А теперь неожиданные цифры. Никто не знает точно, сколько африканцев было перевезено в Америку. Ученые, политики, энтузиасты теорий заговора пытаются считать и ни у кого не сходятся концы с концами. От 12 до 18 миллионов человек. Известно примерное процентное соотношение. Северная Америка (т.е. факически США) потребила всего 4% ввоза черных рабов. Это не опечатка: четыре. Может, пять. То есть, все это: Хижина дяди Тома, “I had a dream”, Джим, плывущий по реке на плоту с Геком Финном, Мартин Лютер Кинг и Черные пантеры, джаз, блюз и рэп – весь этот огромный культурный слой вызван к жизни потомками 4 - 5% африканцев, привезенных в трюмах невольничьих кораблей. 40% процентов забрала гигантская бездонная Бразилия. А больше 50% были отправлены на горсть Карибских островов. Возникает вопрос: Куда делись все эти люди? Как они туда вообще поместились? Где их потомки?

У них не было потомков. Они умерли, не успев родить детей. Они были замучены молодыми на сахарных плантациях Гаити, Барбадоса, Мартиники, Гваделупе, Ямайки и Кубы.


Посмотрите пожалуйста на карту: это остров Эспаньола, сейчас он называется остров Гаити. После того, как французы, корсарами вперед, закрепились на Тортуге, экспроприация северо-западной части Эспаньолы была делом времени. После раздела меньшая западная часть его отошла Франции, большая восточная осталась за Испанией. На обоих частях острова были учреждены колонии, разводившие сахарный тростник, и обе они назывались Санто-Доминго («Сен-Доменг» произносили французы, но один черт). Для удобства и чтобы не путаться я буду называть французскую колонию «Французским Гаити», а испанскую «Испанской Доминиканой» по названиям современных государств, а весь остров целиком – Эспаньолой.

Рабство бывает разное. Ни один вид рабства нельзя назвать хорошим, но были среди них исторические примеры исключительной мерзости. Французские плантации сахарного тростника на Гаити были настоящими лагерями смерти. В эпоху своего расцвета Французское Гаити – «Жемчужина Карибов» – потребляло треть всех рабов, прибывавших в Новый Свет. При этом колония площадью в одну шестую Новосибирской области поначалу не могла добиться не только роста, но даже стабилизации численности населения*, и в конце концов начала ввозить до 40 000 человек в год.

Сахарный бизнес приносил бешеные деньги. Ежегодно Французское Гаити отправляло в Европу 600 грузовых кораблей с продукцией равной по стоимости продукции всех колоний Великобритании вместе взятых. В начале эпохи, когда рабы были еще дешевы, а сахар – дорог, норма прибыли позволяла французским плантаторам относиться к рабам как к расходному материалу. Сохранность машин и безостановочность производства (а на Гаити сахарный тростник растет круглый год) были важнее жизни работников. Надсмотрщики, стоявшие у прессов, держали топорики на случай, если руку раба затянет между валами. Руку надо было немедленно отрубить, потому что останавливать прессы ради этого не собирались, а если раба затянет глубже, он испортит оборудование.



Готовый тростниковый сахар

Задача была выжать из раба как можно больше, и когда он умрет, заменить его новым. Средняя продолжительность жизни 21 год. Средняя выживаемость на плантациях после прибытия - два года, треть не переживало первый год. Большинство умирало от заразных болезней, недоедания и теплового удара. Самоубийства – особенно среди женщин – были рутиной. Как я уже говорила, переработка сахарного тростника – это каторжная работа. Работа на хлопковых полях или на табаке тоже не была легкой, но сахар убивал людей.

Работали по 12 – 14 часов в день. Начиная с пятилетнего возраста. В кипятильных, где сок уваривали до того момента, когда он начинал кристаллизовываться, стояла такая жара (снаружи было выше тридцати, а внутри непрерывно работали печи), что работали в смены по 4 часа, после чего работников отливали водой.

Пищу рабам не выдавали: предполагалось, что они будут обеспечивать себя сами (или как изящно выражался один из директоров плантации: “зачем их кормить, все равно подохнут от желтой лихорадки”). То есть, после работы на плантациях и в обеденный перерыв люди должны были еще добывать себе еду: работать на своих огородах и заниматься скотиной. В результате ложились около полуночи, колокол на подъем бил в четыре утра.


Нож для сбора и обрезания тростника

Мужчины, работавшие на рубке тростника, были вооружены тесаками. У женщин, работавших на прополке и окучивании, были мотыги. Чтобы держать в повиновении толпу доведенных до отчаяния вооруженных людей требовалось поддерживать политику беспроглядного террора: деморализовывать рабов работой на износ и голодом и непропорционально жестоко наказывать за малейшие нарушения дисциплины. «Разве они не подвешивали людей вниз головой, не топили их в мешках, не распинали их? Не сжигали их заживо, не бросали их в жернова? Не принуждали их есть дерьмо? И исполосовав их плетями, не оставляли они их еще живых на съедение червям, сажали в муравейники, или привязав их в болоте не отдавали на съедение москитам? Разве не бросали они живых людей в котлы с кипящим сиропом? Не заталкивали мужчин и женщин в бочонки с шипами внутри и не спускали их с горы в пропасть? Разве они не бросали несчастных собакам-людоедам?..» - писал уже после Гаитянской революции образованный гаитянин-мулат, пытаясь объяснить недоумевающим европейцам, почему революция рабов закончилась геноцидом белого населения.

В результате такой политики во Французском Гаити сложилась страшная народная мифология, корни которой были в повериях Африки, а раскидистая крона –  в кошмаре новой жизни в Америке. Это был мир, который породил зомби.
___________

* Некоторые плантаторы пытались решить проблему недостаточного естественного воспроизводства рабов, принуждая молодых женщин совокупляться с как можно большим числом мужчин. Но поскольку беременных все равно не освобождали от работы, рождаемость оставалась очень низкой, и детская смертность была близка к 100%. Поэтому на других плантациях просто не хотели связываться с младенцами, которые все равно умрут, и заставляли рабынь делать аборты. Ситуацию не улучшало то, что, несмотря на все попытки христианского перевоспитания,многие женщины упорствовали в том, чтобы наложить на себя руки.

1 комментарий:

  1. А комментариев нет, потому, что правда.! Нелегко ведь ее признать!!!!!¡!

    ОтветитьУдалить