понедельник, 17 июня 2019 г.

Сакраментальное искусство стирки

В интернете я наткнулась на заметку «Почему использовать простыни под одеяло гигиеничнее, чем пододеяльники» и, конечно, бросилась читать. Автор - американка - защищала традиционную американскую манеру заправлять постель (у нас ее бы назвали «по-солдатски» - с обычной свободно лежащей простынкой между голым одеялом и человеком) против новомодных «европейских» пододеяльников (comforter/duvet cover) следующим образом. Простыни, говорила она, вы стираете регулярно, как минимум раз в две недели. Но вы же не будете снимать пододеяльник и стирать его вместе с наволочками каждый раз! Вы же будете как свинья спать c грязным пододеяльником годами! Ergo, пододеяльники негигиеничны.

Я сначала посмеялась, а потом вспомнила о том, с каким жаром в России люди пересказывали друг другу рассказы о том, что «американцы вообще белье не гладят». Потому что это, господа, одно и то же. Точно так же, как для вас козе понятно, что пододеяльник стирается вместе с простынями, любой порядочной американке ясно, что белье после стирки и сушки складывается, чтобы оно не стало мятым. Folding laundry - это одно из базовых хозяйственных умений и обязанностей, которым добросовестные матери учат детей с малолетства. Я объясню с примером из жизни.
В наш последний визит в Европу/Россию мы тоже вели там оживленные дискуссии о том, нужно ли гладить джинсы после стирки. «Разумеется, нужно», говорила нам принимающая сторона, а мы беспечно отвечали «а мы никогда не гладим!» - и на нас смотрели с кротким недоумением. Я поняла, почему, как только в первый раз вынула свои джинсы из европейской комбинированной стиралки/сушилки. Холера ясна, их нужно было гладить. Их нужно было утюжить с паром, прилагая большие усилия. Никогда в жизни я не видела таких мятых штанов. Советские стиральные машины таких успехов не добивались. Моторы явно стали мощнее, а площадей в Европе не прибавилось. Европа и Америка пользуются принципиально разной техникой, осенило меня.
В Америке сушильные машины больше, много больше, и их не набивают до отказа. Даже пара стеганых одеял болтается там свободно. Когда вы вынимаете из таких сушилок белье, оно практически не мятое, потому что объем барабана - со среднее европейское кафе, а на новых машинах есть еще и функция разглаживания (anti-wrinkle). После чего качественная американская хозяйка с принципами немедленно начинает складывать белье на специальном столе (и в общественных прачечных, точно так же, как в домашних, предоставляются для этого столы). Еще горячее белье - простыни, полотенца, футболки, джинсы, пижамы и прочая повседневная простая по крою одежда - аккуратно раскладывается и сильными движениями рук разглаживается, после чего складывается и еще приглаживается сверху. То есть, вещи еще в горячем состоянии фактически гладятся руками и только после этого отправляются в шкаф. Рубашки и платья немедленно развешиваются на плечики и остаются остывать в таком виде. А утюг достается по необходимости для детальной проработки тех предметов одежды, которые должны быть отутюжены (цивильных рубашек, брюк со стрелками и проч.). Впрочем, сейчас бытовые стимеры стремительно отвоевывают рынок у утюгов.
Разумеется, студенты, холостяки и прочая несознательная
публика просто комом все сталкивают назад в корзину, но поскольку они также забывают сразу вынуть белье и оно успевает остыть в машине, их шмотки все равно не будут настолько мятыми, как после стиральной машины и сушки на веревке или после маленькой стиралки-сушилки. В результате американцы, действительно, гладят гораздо меньше, чем в среднем россияне, но это не означает, что они ходят жеванными. Точно так же, как мы не спим годами с нестиранными пододеяльниками, исключая, опять же, студентов, холостяков и несознательных типов.
Функциональность отдельных обыденных действий в одной культуре может быть неочевидна для другой. Японцы едят сырую рыбу не потому, что им лень ее сварить. Русские снимают обувь, входя в дом, не потому что они «живут недалеко от Японии и переняли оттуда этот обычай» (еще один перл современного зарубежного культпросвета). Само собой разумеющиеся повседневные привычки и нормы тоже имеют территориальные  привязки и не парят над всеми культурами, как платоновские идеи. Переходя границу - даже виртуально - нам нужно сажать свой здравый смысл на самый короткий поводок.

1 комментарий: