Pages

среда, 25 сентября 2019 г.

Корсетная полемика и XXI век. Дамы и социум

Корсет с точки зрения экономической — 
это по существу своему увечье, переносимое
с той целью, чтобы понизить жизнеспособность
женщины и сделать ее явно и постоянно 
непригодной к работе.

Теория праздного класса 

К рубежу веков подросло поколение девушек, сытых по горло тренировками фигуры и бессонными ночами. И хотя находились те, кто продолжал настаивать, что корсет удобен и приятен в носке, общественное мнение начинает неуклонно склоняться к тому, что старорежимное корсетирование должно быть прекращено. Но корсет умирал долго и с муками. Под постоянными атаками критиков, конструкторы корсетов предлагали все новые модели «гигиеничных», «полезных для здоровья» корсетов, изменяя их архитектуру, но не желая отказываться от главных принципов: корсет должен жестко удерживать спину, промотируя правильную осанку, и сжимать талию, обеспечивая «женственную фигуру».



На всем протяжении XIX века существовали вариации корсетов, которые мне хочется назвать «спортивными» (если считать мытье лестниц и растопку каминов тоже спортом). Эти корсеты укреплялись не китовым усом и металлом, а тонкими прутьями или шнурами, не имели бюсков, а позже имели резиновые вставки, увеличивающие гибкость изделия и облегчающие женщине возможность двигаться. Существовали специальные корсеты для верховой езды*, и дамы, которых мы видим на фотографиях штурмующими горные вершины, наверняка тоже носили не те же корсеты, что и светские барыни, основным занятием которых являлось полулежание на кушетке.

К началу XX века корсет сильно изменил форму, изогнув тело в специфическую s линию с выставленным вперед бюстом и оттопыренным задом. Предполагалось, что корсет такого силуэта, где жесткий бюск отталкивает таз назад и заставляет женщину выгибаться в пояснице, меньше давит на органы брюшной полости и поэтому безопаснее. Возможная польза от такого перераспределения давления на торс полностью нивелировалась очевидным вредом, который новый корсет наносил позвоночнику. Даже ходить в этом издевательстве было мучительно, а уж тем более ездить на велосипеде и в автомобиле. А всем хотелось ездить на велосипеде и в автомобиле и чтоб при этом бюск не оставлял синяков на груди и лобке!


Американский иллюстратор Ч.Д. Гибсон популяризовал в своих иллюстрациях очень привлекательный, но малодостижимый эстетический идеал "новой женщины"

На протяжении XIX века претензии сторонников реформы одежды распространялись не только на корсеты. Любые особенности кроя, которые казались негигиеничными, опасными для здоровья и просто опасными, подвергались нападкам: любая узко скроенная, не обязательно женская, одежда, не позволяющая свободно двигаться и стесняющая дыхание, длинные подолы, метущие покрытые навозом улицы (а потом все это - в дом, в кухню!), и, разумеется, кринолины-убийцы - эта мода, действительно, стоила жизни тысячам женщин. Широкие юбки лезли в камины и вспыхивали от искр от ламп, обрекая дам на страшную смерть в огне. Спускаться по лестнице стало экстремальным спортом: женщины не видели собственных ног на протяжении нескольких десятилетий! Индустриализация и появление доступной готовой модной одежды поставило человечество перед новым витком проблем: работающие на производстве женщины могли позволить себе абсурдные новые моды и появился новый вид производственного травматизма: работницы оказывались затянуты в машины и искалечены из-за своих широких юбок и прочих несуразиц.

В начале XX века к объединенному антикорсетному фронту в составе докторов, моралистов и публицистов присоединился новый тип женщин: это были женщины, борющиеся за право на активную социальную жизнь: суфражистки, американские борцы за трезвость, просветители, артистки, художницы и другие эмансипантки. Они поставили вопрос ребром: какова вообще конечная цель ношения корсета? Честный ответ: чтобы быть привлекательной для мужчин, которые возьмут тебя на законное или беззаконное содержание. Корсет уличается в том, что он держит женщин в психологическом, а за ним и экономическом подчинении мужчинам. Он не только физически мешает бегать на лекции, принимать участие в демонстрациях и волонтерить в госпиталях, он также приучает девушек думать, что их благополучие целиком и полностью зависит от ее успеха у мужского пола. Какая старорежимная пошлость! Долой корсеты! И алкоголь! И неравенство!

Сильно удлинившись, корсеты перестают утягивать талию, которая поднимается довольно высоко. Обратите внимание, как сильно укоротились юбки

После 1910 года мода, следуя за тенденциями в изобразительном искусстве, за увлечением фольклором, средневековьем и эмоциональным романтизмом, начинает склоняться к новому ампиру с завышенной талией. Кринолины и турнюры окончательно ушли в прошлое и Поль Пуаре конструирует платья в форме веретена. Корсет, доживающий последние деньки, перестает утягивать талию и сползает под грудь. Изобретение эластичных тканей позволит корсету стать мягче и податливее. Корсеты теперь туго обтягивают бедра, доходя почти до колена и служа поддержкой для чулок. В конце-концов корсет как единый предмет одежды разрывается поперек, превращаясь в два предмета: эластичный пояс для чулок и бюстгальтер.

Мировая война вбила последний гвоздь в гроб корсета**. Шелк, хлопок и сталь, ставшие стратегическим сырьем, стали выдаваться по карточкам. В США говорили, что из стали, которая уходила бы на дамские корсеты, страна смогла сделать два военных корабля (было высвобождено 28 000 тонн стали!). Когда говорят, что во время войны женщины вышли на работу, имеются в виду женщины из интеллигентных слоев, те, что раньше сидели дома и тренировали талию. Теперь им нужно было одеваться самим и к восьми утра ехать на службу в трамвае, а потом целый день на ногах... Грамотные, образованные женщины массовым порядком подключаются к производительному труду и та часть населения, которая доминировала в моде, насаждала неудобные, но изящные стандарты, окончательно переходят на сторону реформистов одежды. Корсету приходит каюк.

Ну, скажем, относительный каюк

Весь остаток ХХ века нормальные женщины живут, не зная что такое корсет, за исключением короткого периода New Look в начале пятидесятых, когда эластичные корсеты ненадолго входят в повседневную моду - потому что без корсета достичь идеального силуэта, придуманного Диором, было просто невозможно. Еще живы люди, помнящие те годы, и все, что я от них слышу, это проклятия этим тугим резиновым доспехам, в которых все тело мучительно потело и чесалось. В последующие десятилетия женщины будут периодически проходить через модные увлечения узкими и утягивающими предметами одежды, достаточно неудобными, чтобы нарушать кровообращение, но недостаточно, чтобы врачи начали новый крестовый поход. А потом появились waist trainers.
__________________
* Полный процесс надевания амазонки в 1885 году - вместе со специальным гибким укороченным корсетом и брюками, которые носились под юбкой, смотрите в этом видео

** Как одевалась медсестра добровольческого подразделения во время Первой Мировой войны смотрите в этом видео. Корсет все еще необходимая - и я даже не скажу, что самая неудобная - часть униформы

>>окончание

Комментариев нет:

Отправить комментарий