Pages

понедельник, 23 сентября 2019 г.

Корсетная полемика и XXI век. Дамы и дочки

Когда наконец Скарлетт почувствовала, что 
снова в состоянии выходить, она велела Лу 
зашнуровать корсет как можно туже — только
бы выдержали тесемки. Затем обмерила себе талию. 
Двадцать дюймов! Она громко охнула. Вот что 
получается, когда рожаешь детей. 

Унесенные ветром 

Как вы понимаете, мягкие ткани человека ничем не напоминают пластилин. От того, что взрослая женщина начнет утягиваться в корсет, ее талия не станет тоньше. Ну, то есть, если корсет будет мешать ей нормально питаться, то она, конечно, похудеет, в том числе, в талии. Опять же, обездвижив мышцы торса на достоточно долгое время, передав корсетным планкам обязанность держать спину и бороться с гравитацией, вы несомненно добьетесь постепенной атрофии мышц и уменьшения их объема. Но никакого местного похудания  ношение корсета не обеспечит. Популярная марка тренажеров талии “Waist Gang Society”, которую прославили сестры Кардашян, уплатила покупателям 5 миллионов долларов по суду именно за то, что они им наобещали, что корсет вызывает похудение. Больше не обещают.

Мата Хари в корсете и без. Если б это было возможно, она бы это сделала


Нельзя местно убрать жир. Но можно местно убрать мышцы, растянуть их и приучить тело не сопротивляться утягиванию. В этом, собственно, и состоит пресловутая тренировка талии: вы не лепите фигуру по форме корсета, вы привыкаете носить корсет, как привыкаете носить высокие каблуки. Точно так же, как, сняв шпильки, вы не продолжаете ходить на цыпочках,  сняв корсет, вы придете в прежний вид, определенный вашей генетикой и вашей личной историей. Ваши органы вернутся на свои места и стиснутая плоть расправится. Взрослый человек может со временем привыкнуть затягиваться туже, но не изменит фигуру*. Но можно в принципе повлиять на рост еще не сформировавшегося растущего человека, чтобы он до какой-то степени сохранил форму и размер, как дерево бонсай. И для этого вам нужно приступить к лепке своего гуинплена довольно рано, когда его кости и хрящи еще растут.

Детское нижнее белье XIX века по мере того, как ребенок рос, постепенно изменялось, приближаясь формой к корсету. К семи годам лиф девочки получал с двух сторон косточки из китового уса, к 10 - 12 годам добавлялась жесткая панель на спинке, а к 14 девочка должна была перейти на корсет с задней шнуровкой, как у взрослых. Женщины решительные начинали туго заматывать торс дочерей в кусок фланели с младенческого возраста «пока их косточки мягки и податливы» и стремились к тому, чтобы дитя не вырастало из своего подросткового размера талии, шнуруя ее так туго, как только можно.

Удобные корсеты для всей семьи

Целенаправленные мамаши (еще раз замечу, что таких было меньшинство) гордились строгостью, с которой они воспитывали из дочерей красавиц. Девочки без разговоров должны были жить в туго зашнурованном корсете и спать в нем, снимая корсет раз в неделю, чтобы помыться. Никакое нытье, никакие слезы не трогали заботливую мать, точно знающую, в чем счастье женщины. В газетах и журналах они делились кошмарненькими методами, которыми решали проблему непослушных девчонок, по ночам тайком расшнуровывающих корсеты. «Я просто оборачиваю вокруг ее талии цепочку и закрываю на замочек»,  пишет одна яжемать в «Торонто Дэйли Мэйл» в 1883 году. «Зачем же так сурово,  возражает другая связать запястья шелковым платком совершенно достаточно».

Эти психические писали в журналы о своих успешных экспериментах над детьми, пропагандируя превентивный контроль талии. Если не позволить девочке вырасти как дикарке и приучить ее тело к шнуровке, то она постепенно привыкает и будет потом благодарить мамочку, когда найдет себе отличного мужа! В журналы также поступают свидетельства от юных девиц, говорящие, что в начале они страшно мучились в корсетах и по ночам резали шнурки, несмотря на угрозу наказания, но постепенно привыкли и даже начали находить тугую шнуровку приятной. Это мне напоминает свидетельства начальника шлиссельбургской крепости, что посаженные в замок революционеры сначала очень переживают, кричат и бьются головами о стены, но постепенно успокаиваются, становятся тихими и даже начинают полнеть.

На этой фотографии симпатичной девочки-подростка отчетливо видны следы работы ретушера, приводившего ее талию в должный вид

Школы (интернаты), воспитывающие светских девиц, брали на себя обязанность надзирать за их талией и вообще вбивали в головы девочек, что утянуться до 14 дюймов  это их основная образовательная цель на учебный год. Иные шокированные матери, встречая свое чадо в первый раз после нескольких лет воспитания в пансионе, не могли узнать в этом едва дышащем бледном создании с талией такой тонкой, что ее в прямом смысле слова можно было обхватить пальцами, свое розовощекое подвижное дитя. «Как можно быть такой идиоткой, чтобы пожертвовать здоровьем для моды!»  возмущалась одна светская дама, впервые увидевшая дочь после четырехлетней разлуки (не будем задавать лишних вопросов, не будем).

Представители от мужчин тщетно пытались взывать к разуму дам, убеждая их, что супер-тонкая талия  не самый важный критерий в выборе жены, что многие мужчины находят противоестественно тонкие талии совершенно не привлекательными и уж точно никто не хочет жениться на истеричке, а истерия, нервические припадки и раздражительность  несомненные результаты ношения тугих корсетов. Глядя с нашего дуба, я не могу не заподозрить, что неврозы корсетированных дам того времени были не столько результатом собственно ношения корсетов, сколько описанного выше компрачикосовского воспитания.

Детская одежда была по большей части укороченным вариантом взрослой. Маленькие мальчики тоже носили платьица: штаны нужно было заслужить. На большинстве фотографий детей в повседневной одежде мы видим девочек в довольно свободных удобных платьях: экстремалки затягивания были, все-таки, редки 

Разумеется, находились матери, протестовавшие против жестокого обращения с детьми, и резонно вопрошающие: не вырастут ли эти юные леди в чувстве глубоко укорененной ненависти к их мучителям? Но и эти не шли так далеко чтобы в принципе возражать против тренировки фигуры  они только предлагали хотя бы разрешить снимать корсет на ночь. В результате долгах бурных дискуссий “за” и “против” мамаши наконец сошлись на следующем замечательном заключении: да, для девочек-подростков переносить тугое затягивание - мучительно, и поэтому нужно начинать их шнуровать как можно раньше, с самого раннего детства!

Этот шокирующий любого современного человека вывод базировался на гностическом знании, которое покинуло женщин в наше время, а именно то, что тело, достаточно привыкшее к утягивающему корсету, не только перестает испытывать острые негативные ощущения от шнуровки, но напротив  испытывает облегчение и приятные ощущения, когда вокруг него замыкается жесткая клетка. В этом нет ничего удивительного и это никак не связано с мазохизмом**. Постоянно носить корсет  это как постоянно носить с собой спинку стула. Тело привыкает рассчитывать на поддержку, теряет мышцы и привычку удерживаться вертикально. Если у вас отобрать опору, вы скоро начинаете чувствовать боль в спине. И поэтому современные врачи стараются максимально сократить срок нахождения в лечебных корсетах и других поддерживающих ортопедических аппаратах после травмы, выпихивая пациента на физкультуру  возвращать свои мышцы. Но и это еще не все.

К концу эпохи идеал фигуры становится малодостижим даже для тренированной женщины

Мне было ужасно интересно узнать, что другим  современным  медицинским показанием для ношения корсета является нечто совершенно далекое от медицины травм и ортопедии. Корсет иногда прописывают психиатры для погашения состояния тревожности. Это очень любопытный медицинский факт: некоторые люди испытывают сильное облегчение тревоги и утешение, чувствуя вокруг тела тесные объятия: будь то руки любимого человека, плед, натянутый на плечи, подоткнутое тяжелое одеяло, или, в самом радикальном случае  зашнурованный корсет. Это какой-то рудимент младенчества: как новорожденные успокаиваются, если их туго запеленать. Точно так же, привыкшие с раннего возраста к объятиям корсета женщины, оказавшись без него, испытывали нечто навроде приступа агорафобии и активно возражали тем, кто считал ношение корсетов дискомфортным. Для них это было единственно возможное комфортное состояние, в котором они чувствовали себя подтянутыми, безупречными и защищенными.
__________________
* Я слышала современные теории, что якобы регулярное ношение корсета может изменить форму нижних ребер взрослого человека и даже каким-то образом переорганизовать внутренние органы, но это какая-то ересь, с которой не желает смиряться ни один известный мне врач

** Ну, то есть, иногда, конечно, было связано: иначе почему бы Валери Стил посвятила целую главу своей книги про корсеты женскому фетишизму

>>продолжение

3 комментария:

  1. Я так рада, что нашла ваш блог. Сплошное удовольствие от чтения! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Идеи формирования и окультуривания детского тела все еще с нами. Старорежимные педиатры настоятельно советуют обязательно - обязательно!!! - надевать ребенку ортопедическую обувь, когда он учится ходить. Иначе поскостопие, косолапость, хромота, смерть чума холера. Как люди в предыдущие сорок тысяч лет учились ходить без обуви - загадка.

    ОтветитьУдалить