Pages

четверг, 11 июля 2019 г.

Современный этикет как карго культ


Когда в 1945 году война в Южно-Тихоокеанском регионе закончилась и американские войска покинули Меланезию, местные жители ощутили некоторое разочарование. Лично для них война стала временем открытия совершенно нового уровня богатства и процветания. Американские грузовые самолеты доставляли на островные военные базы ящики разнообразного добра, которым солдаты делились с аборигенами. Консервы, одежда, посуда, лекарства — невиданные до той поры дары западной цивилизации, прилетавшие с небес на железных птицах — очень понравились меланезийцам.

Когда американцы уехали, дары перестали поступать. Аборигены не стали сидеть сложа руки. Будучи продвинутыми политеистами без предрассудков, они предприимчиво начали совершать поклонения богам белых людей в зеленой одежде, в расчете, что те услышат и снова принесут с небес на острова замечательные грузы. Аборигены хорошо помнили, что делали их друзья-солдаты, и стали повторять их действия. В джунглях расчистили поляны и протоптали взлетные полосы, возвели бамбуковые радиовышки и построили совсем как настоящие самолеты из соломы. Отряды меланезийцев маршировали с деревянными ружьями мимо радистов, сидевших на вышках с половинками кокоса на ушах. К их величайшему разочарованию, долгожданное карго так и не прилетело на аэродром из грязи и палок.*

Точно так же, как меланезийские карго культы, современные этикетные практики зачастую представляют собой форму симпатической магии: символические ритуальные действия, условно воспроизводящие некоторую предпочтительную реальность, которая должна от этого приблизиться и распространиться на участников. При этом смысл действий совершенно выхолощен и ни к чему не ведет и только конфузит.


Не имея представления, зачем на самом деле нужен этикет, люди, наблюдая потерявшее культурные ориентиры социальное расслоение, приходят к выводу,  что этикетные правила существуют, чтобы одним людям было ловчее унижать других. Существует поверье, что если  они будут копировать определенные действия представителей высшего света, это волшебным образом сделает их такими же, как они, перенесет на более высокую социальную ступень, откуда удобно плевать на макушки тех, кто еще не выучил, кому кого нужно представлять в каком порядке и в каких ситуациях вставать, а в каких сидеть и где снимать шляпу. Восхитительный пример - широко растиражированный как в англоязычном, так и в русскоязычном Интернете пассаж, который приписывают одной калифорнийской этикет-консультантше, что если вы передаете за столом соль отдельно от перца, то «в некоторых кругах это может быть проверкой вашего уровня этикета». Хотелось бы мне знать, что это за круги, где гостей, приглашенных на ужин, втихушку проверяют на вшивость? Знать и не приближаться к ним на расстояние поражения ядерного взрыва.

В фильме «Blast from the past» главный герой, вылезший из подземелья, где он просидел с конца 50-х годов, сообщает современной молодежи: «Простейшее определение леди или джентльмена это тот, кто делает все возможное, чтобы окружающие чувствовали себя как можно лучше». «Ну надо же, — удивляется Трой, — а я всегда думал, что джентльмен — это тот, у кого есть лошади». Трой, видимо, разделяет общепринятое мнение, что хорошо воспитанный человек — это тот, кто может так нахамить, что невозможно придраться.


Рабочие отчищают Нью-Йоркские фасады, по которым отчетливо видно, почему в XIX веке считалось моветоном носить белое после Дня Труда - то есть, после начала отопительного сезона. Потому что топили углем.

Если копнуть в историю каждого, даже самого формального, этикетного правила, под внешним декорумом найдется простой практический резон, направленный на обеспечение максимального удобства для максимального числа людей. Правило, что нож нужно держать в правой руке, а вилку в левой пришло из тех времен, когда левшей просто не существовало - их начинали жестоко переучивать с того момента, когда они в первый раз потянулись к серебряной погремушке не той рукой. То, что джентльмены обязаны были отодвигать перед дамой стул, открывать двери и поднимать оброненные ею предметы объяснялось тем, что во всех этих корсетах и юбках дама просто физически не могла нагнуться. У дамы всегда были заняты руки: зонтиком, сумочкой, треном платья. Она не могла успешно сманеврировать вокруг стола, не придерживая подол, и навсегда осталась бы внутри, если бы перед ней не открыли дверь. Сейчас в этом всем нет необходимости, но двери все еще тяжелые и сквозняки гуляют, и воспитанные люди любого пола, открыв дверь, придерживают ее и позволяют пройти вперед всем, кто одновременно с ними входит в здание: и женщинам, и мужчинам.

Этикет меняется вместе со стандартами быта - и это нормально. Никакие этикетные требования из прогнивших учебников не могут запретить современной женщине уступить место в транспорте мужчине, если это пожилой человек, или если у него нога сломана или младенец на руках. Он может в ответ поблагодарить и отказаться и тогда не нужно настаивать. Но сидеть и смотреть, как человек рядом с вами мучается, на основании того, что вы «дама» и дамы никогда не уступают место мужчинам — это хуже наушников из половинок кокоса.

Потому что леди или джентльмен — это человек, который делает все возможное, чтобы всем вокруг было хорошо и удобно. Что означает: этикет подчинен также вашему собственному удобству, чтобы вы своим неудобством не вызвали неловкости и хлопот для других. Потому что если древнее этикетное правило сковывает вас настолько, что вы своей суетой начинаете травмировать окружающих, — к бесам такое правило. Конкретно? Если вы не можете удержать суши палочками - попросите вилку до того, как вы уроните свой ролл в соус и забрызгаете всех вокруг. Если вы не можете уверенно держать вилку в левой руке — переложите ее в правую: по крайней мере, ваш собеседник будет знать, что ваше внимание направлено на него, а не на говядину. Этикет не должен стеснять вас и терзать, он должен предоставлять вам готовые способы справиться с ситуацией к максимальному удовлетворению всех участников.

Я пишу это не для того, чтобы учить вас жизни. Но я знаю, что меня читают в том числе люди молодые и впечатлительные. Не позволяйте никакой заносчивой карге смотреть на вас сверху вниз на том основании, что вы едите персик не той вилочкой. Не стройте у себя в голове соломенных самолетов, но всегда отключайте свой чертов телефончик в театре и кинотеатре. И если вы оказываетесь в ситуации, когда не знаете, как правильно, поступайте так, чтобы в первую очередь окружающим, но также и вам самим, было по возможности удобно. Доскональное знание всех тонкостей этикета это или профессиональный навык или знак того, что человеку просто нечем больше заняться. Торстейн Веблен давно уже всё сказал: «В конечном счете значение хороших манер заключается в том факте, что владение ими — своего рода расписка в праздном образе жизни»**.
________________________

* Подробнее о разнообразных исторических формах карго-культов читайте в Вики

** “Теория праздного класса”

Комментариев нет:

Отправить комментарий