Pages

вторник, 23 апреля 2019 г.

Опиум для народа. 5

Анатомия позора

Не то, чтобы до инициативы Ост-Индийской Компании в Китае не существовало опиумной контрабанды, просто масштабы были несоизмеримы. Тем более, что американцы быстро пронюхали, где деньги раздают, и начали подгонять опиум из Турции. Когда же Британское правительство расформировало Ост-Индийскую компанию и открыло восточные рынки для частников, оживленная конкуренция обрушила цены, сделав опиум доступным каждому.

Наркомания прошила все слои китайского общества. Богатые люди курили опиум для удовольствия. Бедняки - потому что он отбивал аппетит. Курить опиум было дешевле, чем есть. Люди переставали работать, переставали жить. Китай три раза повторяет запрет на импорт и продажу опиума: просто запрещает, запрещает решительно под угрозой 100 палочных ударов и категорически запрещает под угрозой смерти. Несмотря на всё, ввоз опиума в Китай вырос к 1838 году с 4 500 сундуков до 40 000 сундуков.



Эти фотографии сделаны на о. Ява в 1857, но они хорошо иллюстрируют, почему курение опиума (которое само по себе не вреднее курения табака) в Китае стало такой проблемой


«Сундук» был стандартной оптовой единицей сырого опиума. Это был здоровый деревянный ящик, в котором крепились две полки с круглыми вырезами. Индийский опиум прессовался в шары размером с грейпфрукт и весом примерно 1,5 кг, и эти шары укладывались в вырезы: по 20 штук на поднос, итого 40 шаров на сундук, 60 кг продукта. К 1838 году Великобритания продает в Китай около полутора тысяч тонн опиума в год и постоянно держит у побережья военные корабли - под предлогом борьбы с пиратством.

В 1839 году китайский император назначает специального уполномоченного по прекращению опиумной контрабанды. Линь Цзесюй был человеком решительным, строгим, и, как быстро выяснилось, совершенно неподкупным. Прибыв в Кантон, Линь приступил к конфискациям и казням. Тщательно намылив шею купцам хонгам за очевидное попустительство контрабанде, он приказал им доступно объяснить иностранным компаньонам, что ввоз опиума в Китай прекращен и шарашка прикрыта. Весь опиум, обнаруженный на кораблях в бухте, был уничтожен, после чего Линь оцепил 13 факторий и потребовал сдать опиум, лежащий на складах.


Шар опиума в музее. Снаружи он покрыт лепестками мака: форму сначала выкладывали лепестками, чтоб опиум не прилипал

Директор британского торгового представительства Чарльз Эллиот серьезно забеспокоился, что их сейчас всех перебьют (потому что пойманных китайских контрабандистов в тот момент душили гароттой на центральной площади), и пообещал от имени Британского правительства компенсировать убытки за потерянный опиум, если его владельцы добровольно сдадут товар. Линь конфисковал больше 20 тысяч сундуков опиума, который был уничтожен тут же в Жемчужной реке: засыпан солью и известью и перемешан с грязью, после чего течение унесло его в море, а Линь Цзесюй читал вслед молитвы с извинениями, что он засоряет окружающую среду мерзким ядом. По свидетельствам современников, зрелище было эффектное и укрепляющее душу.

Только не английским купцам, у которых уплыло в море товара на два миллиона фунтов стерлингов. Ходили слухи, что Линь обещал компенсировать потерянный опиум чаем, но этого не произошло (я уверена, что Линю это даже в голову не пришло: с какой стати он должен компенсировать убытки наркоторговцев?). Вскоре последовал приказ всем иностранным купцам, уличенным в контрабанде опиума, собирать манатки и проваливать из Кантона насовсем. Между тем, Эллиоту передали из Лондона, что домой он тоже может не возвращаться, потому что родное правительство совершенно не намерено выполнять обещание, которое он дал купцам от его имени и вообще возмущено до глубины души.


Уничтожение опиума под присмотром Линь Цзесюя

Какие два миллиона фунтов стерлингов, ты что помешался? Китайцы товар уничтожили - вот пусть китайцы и платят. «Щас, уже бежим платить, - отвечали китайцы. - А кстати: оставшиеся ваши коммерсанты должны подписать петицию, в которой они клянутся не продавать незаконных товаров». «Щас, уже перья точим, - отвечали англичане. - А в каком смысле вы морите голодом наших изгнанных купцов на какой-то богом забытой скале в Южно-Китайском море, кажется, она называется Гонконг?» «В том же смысле, в котором ваши военные корабли блокировали вход в бухту Кантона! И что вообще здесь делают ваши военные корабли?..» «Ждут, когда вы деньги принесете».

Ну вы поняли: началась Первая Опиумная война: 1840 —1842.

Английская сторона вошла в войну со следующими требованиями:


  • 6 миллионов фунтов стерлингов компенсации за угробленный опиум и попорченные нервы
  • остров недалеко от побережья, который они могут использовать как торговый плацдарм без того, чтобы к ним лезли китайские бюрократы с китайскими законами
  • отмена «Кантонской системы» внешней торговли: т. е. открыть порты и объятия для английских негоциантов
  • перестать называть англичан «дары приносящими варварами»
  • и отменить все запреты на опиум


Китай вступил в войну с несколько наивным представлением, что Англия находится слишком далеко, чтобы вести эффективную войну в Азии - они ж сами недавно ныли как долго им приходится везти чай домой и как он отсыревает в трюмах за месяцы пути вокруг Африки (Суэцкий канал еще не прорыли). Кроме того, косная и продажная бюрократическая структура империи приводила к тому, что китайский император имел очень смутное представление, что происходит на периферии, и был слегка излишне уверен в своей божественности и несокрушимости. На деле же Китай в этот момент серьезно отставал в вооружении и технике и не будем забывать, что его армия на четверть состояла из наркоманов.


Героическая победа британской пехоты над китайскими "воинами-тиграми" (я тоже глазам не поверила)

Китайская армия насчитывала что-что около 800 000 человек и собралась закидать англичан шапками. Англичане выставили 4 000 человек пехоты из соседней Индии (включая индусов) и 40 кораблей и продемонстрировали преимущества парового двигателя перед обкуренными солдатами. Их флотилии понадобилось 9 минут интенсивного артобстрела, чтобы превратить порт Шанхай в кучу гравия. Девять минут, господа! Китайцы между тем пытались поджечь английские корабли неуправляемыми брандерами: горящие плоты плыли по течению, английские суда перед ними просто расступались и брандеры взрывали китайские форты на той стороне реки. Дурдом какой-то. На сотни китайских убитых приходилось несколько британских раненых. А если убивали английского солдата, вырезалась целая китайская деревня.

К весне 1842 года британцы подошли к Нанкину - то есть, заняли устье Янцзы и открыли прямую дорогу к Пекину. Примерно в это время китайский император наконец был осведомлен, что он вот-вот проиграет войну. До тех пор ему слали радостные сообщения о доблестных победах его армии: проблемы тоталитарного строя, знаете ли. А тут такой сюрприз.


"Немезис" - первые паровой военный корабль, который Великобритания успешно испытала на Китайском фронте (справа сзади) разносит к чертям китайские джонки

Китай выбросил белый флаг и согласился на удручающие условия мира:

- 21 миллион фунтов стерлингов ретрибуции (шесть - это было два года назад)
- Остров Гонконг отходит Великобритании в вечное пользование и все жители его подчиняются английским законам
- Открыто еще четыре порта для иностранной торговли и монополия гильдии кохонг отменена навсегда

Но на легализацию опиума в стране Китай не согласился даже в свете угрозы захвата столицы.

После подписания Нанкинского соглашения, который назовут первым в ряде «неравноправных договоров», превративших Китай в страну третьего мира, в империи начался полный раздрай. Власть маньчжурской династии разваливается на глазах, одно за другим следуют народные восстания, пиком которых станет образование внутри Китая Тайпинского государства, продержавшегося более 10 лет. Контрабанда все еще формально запрещенного опиума принимает вопиющий размах. В гражданских войнах, голоде и общем беспределе в Китае гибнут десятки миллионов людей каждый год.


Европейские правители делят китайский пирог, карикатура из французскй газеты

В 1856 году Великобритания развязывает Вторую опиумную войну, которая отличалась от Первой тем, что в этот раз Англии помогала Франция и немножко США и им удалось взять Пекин и сжечь императорский дворец (он назывался «летний» дворец, но император там собственно и жил). В этот раз по условиям очередного мирного договора Китай открыл для иностранцев внутренний рынок и продажа опиума в Китае была полностью легализована (а Россия между делом оттяпала себе Уссурийский регион и построила там порт Владивосток). К 1906 году, когда мировое производство опиума выйдет на рекордную цифру в 41 000 тонну в год, 38 000 тонн из них будет потреблять Китай.

Опиумные войны вызвали чрезвычайно неоднозначную реакцию в Западном мире. В то время, как многие приличные люди считали гнусностью идти войной на страну, которая пытается защитить себя от контрабанды опьяняющего зелья, другие многие приличные вроде бы люди (включая Джона Адамса и Карла Маркса) считали, что Китай заслужил такое обращение своими средневековыми и варварскими обычаями.

В Британском парламенте Уильям Гладстон - будущий великий человек, а на тот момент тридцатилетний спикер палаты общин - горячо высказывается против контрабанды опиума и войны с Китаем, называя ее аморальной и позорной. Он знает о чем говорит: его сестра погибла от пристрастия к этому зелью. Потому что пока Англия, прикрываясь принципами свободы торговли, успешно имеет Китай, в Европе и США в XIX веке опиум и его препараты сделают совершенно кошмарную карьеру - причем произойдет это исключительно благодаря развитию науки и медицины. Лауданум был цветочками, а теперь созрели ягодки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий