Pages

четверг, 18 апреля 2019 г.

Опиум для народа. 3

Анатомия боли

Аспирин будет выпущен на рынок в 1899 году. Ацетаминофен (Парацетамол, Тайленол) в 1955. Ибупрофен (Адвил, Нурофен) - в 1962. А до этого если у вас что-то заболело: укусил мамонт, попала в глаз стрела, нарывает зуб, сажают на кол, камни в почках, сарацинская сабля в спине, рожаете тройню, умираете от столбняка, обварились супом, упали в молотилку, прилетело томагавком по голове, оторвало ногу на строительстве пирамид - методов облегчения вашего состояния было немного, а именно: молитва, жертвоприношение, настойка рога единорога, трепанация черепа до полного выпускания болевого духа, жевание ивовой коры, водка, настоенная на мухоморах и опиум. И даже несмотря на то, что в ивовой коре, действительно, имеется какое-то количество салицила, по-настоящему эффективным из них был только один.


Очень древнее миносское изображение богини неизвестно чего с опиумным маком в короне



Слово “опиум” латинское, от греческого корня, и означает оно просто “сок”. Мы не можем прям точно сказать, как древние культуры использовали или не использовали то или иное лекарственное средство. Мы видим изображения коробочек опиумного мака на полустертых барельефах и переводим обрывки текстов, написанных на мертвых языках, - и пытаемся догадаться, что авторы имели в виду. Но что они имели в виду на самом деле - Кришна их знает. Поэтому интересно будет упомянуть, что согласно совсем недавним исследованиям, в которых применяется крутая статистика, похоже на то, что древние культуры вообще не были в курсе анальгетических свойств опиума, используя его исключительно как снотворное и для лечения диареи. Греческий врач Гиппократ - тот самый, чья клятва, - рекомендовал его именно для этих двух проблем. Древние египтянки мазали опиумом соски, чтобы утихомирить плачущих младенцев. И если верить некоторым исследованиям Талмуда, древние евреи вообще не видели в опиуме ничего позитивного, считая, что он был дан Б-гом народу Израилеву как наказание за отступничество - т.е. видели в нем исключительно яд.

Только древние римляне широко начнут использовать опиум как обезболивающее средство. Солдаты и гладиаторы использовали его, чтобы заглушить боль от ран, светские дамы - от женских проблем и для отравления соперниц. Александр Македонский дошел до Индии благодаря опиуму. Изнуренные долгим походом легионеры пили опиум, растворенный в вине, чтобы выспаться и не слышать стонов раненых.


Ножиком вырезают застрявшее в животе у древнего грека копье
Обратите внимание, что все это время человечество практически не осведомлено о развлекательном потенциале опиума, потому что сырой опиум, принимаемый перорально, не дает качественной эйфории, за которой гоняются наркоманы. Он снимает боль, усыпляет и дает живописные сны - но не больше. Ни о каком настоящем кайфе, глюках, розовых слонах и общении с богами в рощице у священного фонтана речи не идет, это вам не ЛСД. Так что если вы надеялись найти тут какую-нибудь клубничку про оргии и мистерии - облом-с. Сплошной понос, стертые солдатские пятки и орущие младенцы. И так будет до самого XIX века, когда ситуация изменится в корне.

Христианская церковь начиная уже с четвертого века вступает в сложные отношения с опиумом, поскольку боль трактовалась как божественная кара за грех, соответственно нефиг увиливать. Сказано: «С болью родишь ты детей своих», - вот и приступай. Несмотря на то, что еще Гиппократ в своей полемике со жрецами Асклепия опроверг магическую сущность опиума, объяснив, что это просто лекарство, и нет в нем ничего потустороннего, христианская Европа на несколько столетий добровольно обрекла себя на мучения, чтоб ненароком не вступить посредством дьявольского мака в контакты с сатаной. Доказательство поганости опиума было уже то, что Исламский мир продолжал активно им пользоваться (наряду с гашишем, который начнут курить только в XVI веке, а до этого тоже просто жуют).


Между тем в Европе с головной болью боролись так

Авиценна описывает множественные лекарственные применения опиума, рекомендуя его в том числе как сильнейшее обезболивающее. Примерно в то же время врачи - в первую очередь, опять же, арабские - начали применять Spongia somnifera - сонные губки: губки, пропитанные опиумом и другими травами. Их поджигали в операционной и их пары утихомиривали больных во время операции. Не спрашивайте меня, как в таких условиях работали хирурги, но факт, что через ингаляцию опиум доходит куда быстрее и эффективнее, чем через желудок.

Вообще, хирургия до Нового времени добилась потрясающих успехов, если иметь в виду, что использовалось взамен несуществующей анестезии (и полном игнорировании стерильности). Не только мусульманские пациенты не могли перед операцией напиться до бесчувствия: христианские врачи тоже очень плохо смотрели на алкоголь как обезболивающее, предпочитая слегка тюкнуть пациента дубинкой по башке или немного придушить - я не шучу. Но были врачи, считавшие эти методы неэтичными. В этом случае оперируемого приходилось этично привязывать к столу и еще держать шестерым, и самым ценным профессиональным мастерством хирурга была скорость: потому что работать приходилось наперегонки с болевым шоком (опасное многофакторное состояние, которое, помимо прочего, вызывается овердозом на экстремальном выбросе собственных эндорфинов). К началу XIX века опытный хирург будет производить ампутацию конечности за 25 секунд. Секунд, люди, это не опечатка!


Гаспаре Траверси, 1753 год, холст, масло, дикий ужас

К XVI веку нравы в Европе полегчали и знаменитый швейцарский врач и натурфилософ Парацельс, чье величие мне до сих пор не понятно, заметил, что опиум лучше всего растворяется в алкоголе. Поколдовав, Парацельс разработал формулу как ему казалось идеального обезболивающего средства и вообще панацеи от всех болезней: это была алкогольная настойка опиума, в которую также входили такие компоненты как мускус, амбра, мускатный орех и растолченные жемчужины - т.е. напихал все самое дорогое, что нашлось в шкафу. Отец современной науки, дамы и господа! Парацельс назвал свое лекарство “лауданум” от слова “восхваляемый”. И вплоть до конца XIX века лауданум (конечно, не в парацельсовском рецепте, а просто спиртовая настойка цельного опиума) остается самым популярным и действенным лекарственным средством цивилизованного человечества. Строго говоря, это было одно из немногих лекарств, которое действительно работало.

Критически мыслящие врачи того времени говорили, что если бы все существующие лекарства выбросить в океан, людям стало бы лучше, а рыбам хуже. Но только не лауданум - лауданум это дар божий. Лауданум свободно продавался в аптеках, его можно было выписать по каталогу почтой и он был в чемоданчике каждого врача. Это было универсальное лекарство, действовавшее безотказно от всех видов боли - от зубной до родов, оно также помогало от поноса и от кашля, успокаивало нервы, делало подростков и буйных сумасшедших управляемыми, а смерть не такой мучительной. В мире, где дизентерия, холера, тиф и туберкулез были ежедневной реальностью, лауданум был благословением.


Настойка опиума (лауданум): минимум 5 капель или сколько порекомендует врач
При отсутствии какого бы то ни было контроля со стороны государства, рынок наводнили так называемые «патентованные микстуры», состав которых держался в секрете (потому что патент и коммерческая тайна), и которые обещали излечивать народ от самых разных заболеваний, зачастую - от всех. Как правило, реальными действующими компонентами этих лекарств были или алкоголь или опиум или оба вместе. Остальные компоненты подбирались по принципу «грецкий орех похож на мозг, значит, он помогает от ранений в голову» или как пела Гурченко в советской оперетке «Рецепт ее молодости»:

Его ингредиенты страшной силы
Небось пурген плюс бром плюс кровь гориллы
Навоз то не забыт ли в нём навоз то
Всё гениальное так просто



Несмотря на то, что на картинке мужчина, текст рекламы настоятельно рекомендует микстуру дамам, "потому что женский пол более склонен к болезням, которые это чудесное лекарство мгновенно исцелит". Зуб даю, что в "Невралжине" было 50% лауданума

Одним из этих патентованных средств была Кока-Кола. Ее изобретатель полковник Пембертон пытался излечиться от своей опиумной зависимости, принимая красное вино, в которое был добавлен кокаин (в очень, впрочем, небольшой дозе). Постепенно Кока-Кола значительно изменила свою рецептуру, заменив кокаин кофеином, а вино сиропом, но до сих пор полная формула Кока-Колы хранится в секрете.

В свете того, что алкоголь в то время считался серьезным пороком и порядочные женщины к нему не притрагивались (им строго говоря негде было к нему притрагиваться: в питейные заведения их не пускали, а дома им бы не позволил муж - каким бы алкашом он сам ни был), лауданум и патентованные микстуры на его основе был в значительной степени женской проблемой. Впрочем, само женщины считали его не проблемой, а спасением, и принимали его от нервов, от болей во всех частях тела, от бессонницы, от кашля и от недостатка гражданских прав. Лауданум также широко использовали для успокоения плачущих детей. Няньки и матери спокойно вливали в рот младенцам несколько капель лауданума в молоке, чтобы они дали им поспать, а в особых случаях отчаявшиеся женщины давали детям чуть побольше и гуманно избавлялись от них.


Лиз Сиддал позировала Росетти для Офелии (еще живая)

К началу XIX века врачам уже было известно, что у пациентов развивается зависимость от долгого употребления лауданума, и что они не могут найти в себе сил отказаться от лекарства, даже когда симптомы болезни уже прошли. Но поскольку лауданум был дешев (дешевле алкоголя, потому что, будучи лекарством, не попадал под алкогольный акциз) и широко доступен, это не казалось большой проблемой. 20 - 30 капель в день было довольно типичной дозой городских интеллигентов обоего пола, особенно из артистической среды. Из известных энтузиастов лауданума я отмечу Чарльза Диккенса, Брэма Стокера, Байрона и Шелли, Данте Габриэля Россетти, Эдгара По, и, конечно, Кольриджа, который, наклюкавшись лауданумом, написал поэму “Кубла-Хан”, которую Борхес назовет “изумительнейшим образцом музыки английского языка”. Златоволосая жена и муза Д.Г. Россетти Элизабет Сиддал была безнадежно зависима от лауданума и в конце-концов умерла от передозировки в 32 года. Но к этому времени опиум уже перестанет быть “даром богов” и превратится в проблему на уровне государств и правительств.

1 комментарий: