Pages

среда, 15 сентября 2021 г.

От Джейн Эйр до мисс Петтигрю: гувернантка в литературе и в жизни. Часть 3

— А отчего же умерла прежняя гувернантка,
не от избытка ли респектабельности?
"Поворот Винта"

Об удивительной истории прототипа главной героини мьюзикла "Король и я" Анны Леоноуэнс, ставшей гувернанткой 82 детей и 39 жен и наложниц короля Сиама, я расскажу в отдельном видео, потому что в ссылку этого не вместить

Поговорим о настоящих физических рисках, которые сопровождали работу гувернантки. При отсутствии современной системы охраны правопорядка, безопасность неискушенной интеллигентной девушки оказывалась полностью на совести ее хозяев, и если ей не везло, если вышестоящие люди оказывались негодяями, никто не мог за нее заступиться, никто не стал бы заступаться. Вследствии ее промежуточного положения между господами и прислугой, она оказывалась в полной изоляции. Даже в крупном поместье найти ей ровню было очень нелегко. С точки зрения слуг она была «барышня», кроме того, они часто не любили ее за то, что она «задирает нос», а сама не лучше их  работает и получает жалование. Господа же тоже не давали ей забыть, что она хоть и леди, но наемная работница. В России, где было принято, что дети обедают за одним столом со взрослыми, гувернантка по крайней мере обедала вместе с семьей. В Англии же случалось, что она, проследив за детьми во время приема пищи в детской, отправлялась к себе в комнату и ела там в одиночестве, в то время как вся остальная прислуга обедала вместе в людской, а семья  в столовой. На ее несчастья окружающие преимущественно реагировали злорадством.

Поймите меня правильно: у горничных тоже не было особой системы правовой защиты, но у них по крайней мере могли быть друзья в доме, и экономка обычно строго присматривала за тем, чтобы на их нравственность не покушалась мужская часть прислуги. На самый худой конец у горничной обычно была неподалеку семья: в услужение редко уезжали далеко от дома. Все это, конечно, плохо оберегало ее от произвола хозяев, но у горничной хотя бы было, кому поплакаться в передник. Гувернантки же, во-первых, по определению были не защищены своей семьей и, во-вторых, принимали назначения по всей стране, в самых дальних уголках и в колониях, на других континентах. Если вы были иностранным студентом по обмену и думаете, что знаете об одиночестве все, то представьте, каково было Анне Леоноуэнс одной в Таиланде учить английскому языку и природоведению больше сотни обитателей королевского гарема. В гареме! Но в такую даль забираться было не обязательно. Достаточно было отъехать на некоторое расстояние от города, поселиться в поместье, огороженном высокой стеной, и там, как в космосе,  никто не услышит твой крик. Доказательство  бедная жена мистера Рочестера.


Очевидно, что новую гувернантку с картины Перова в купеческой семье не ждет ничего хорошего, но от нее навряд ли потребуют остричь волосы и носить чужое платье "специфического синего оттенка", как Вайлет Хантер в рассказе Конан-Дойля

Мисс Хантер в рассказе Конан Дойля «Медные буки», потеряв место, долго не может найти новое трудоустройство. Когда ей предлагают позицию с подозрительно высоким жалованием в отрезанном от цивилизации поместье, эта умная девушка, которой годы работы с людьми обострили интуицию, отчаянно не хочет принимать выгодное на вид предложение. Хозяин - веселый толстяк  вызывает у нее ужас, несмотря на свою кажущуюся доброжелательность и щедрость. Но начальница бюро найма с раздражением говорит ей, что если мисс Хантер откажется от этого предложения, агентство не будет ей больше помогать в поисках работы. Девушка загнана в угол, она не может себе позволить не поехать в «Медные буки», но беспокойство заставляет ее искать помощи Шерлока Холмса и доктора Ватсона. В реальной жизни, разумеется, таких покровителей девушки найти не могли(1).

Сестра Раскольникова Дуня, как известно, служила гувернанткой в поместье Свидригайловых и хозяин стал ее домогаться. Дуня в этот момент была в долгу у хозяев, потому что, чтобы помочь брату, взяла жалованье вперед, и не могу просто собраться и уйти. Она отражала приставания Свидригайлова до тех пор, пока жена его не застала их в компрометирующей ситуации и вышвырнула гувернантку из дома, не разбираясь, кто прав, кто виноват. Опозоренная красавица Дуня в открытой телеге под дождем едет на станцию и никто  никто!  не может ей помочь. Разговоры о том, что дамы предпочитали приглашать некрасивых гувернанток, чтобы на них не соблазнялись господа, игнорирует тот факт, что в случаях сексуального насилия внешность жертвы играет очень маленькую роль, о чем Достоевский прекрасно знал - достаточно вспомнить «Братьев Карамазовых». Клише о связи хозяина с гувернанткой вовсе не говорит о врожденной развращенности гувернанток. Многим им делали предложения, от которых, говоря словами дона Карлеоне, они не могли отказаться. Куда ты пойдешь? Кому ты пожалуешься?

Сказочная Мисс Эндрю отвратительная и страшная, а трагическая мисс Петтигрю - жалка и беспомощна

Чем больше девочек из привелигированных классов начинают ходить в начальные школы и гимназии, тем сильнее гувернантки начинают походить на нянь. К рубежу XIX и XX веков народное образование становится более урегулированным и полным, и одна домашняя учительница уже не способна дать детям достаточные знания, которые ожидаются от них и могут быть получены в школе, где работают много профильных учителей. Мэри Поппинс, которую часто поминают, рассказывая о гувернантках, на самом деле няня, которую небогатая семья приставила заодно смотреть и за старшими детьми, хотя раньше дети с разницей в возрасте от года и до семи вряд ли оставались бы под присмотром одной и той же женщины. Глава семейства мистер Бэнкс еще имел в детстве настоящую гувернантку  Мисс «Божеское наказание» Эндрю  но теперь это комический морально устаревший персонаж, над которой «ужасно современная» Мэри Поппинс издевается не по-христиански. К этому времени гувернантки остаются только в самых высокопоставленных семьях (то есть, в прямом смысле у принцесс и детей дипломатов) или низводятся на положение, как признавалась наша последняя героиня, «прислуги в детский».

«Мисс Петтигрю»(2)  одна из тех книг, чья весьма посредственная экранизация все равно лучше самого романа. Ее главная героиня  пожилая гувернантка, отчаянно пытающаяся найти работу в Лондоне. Мисс Петтигрю скоро стукнет 50 лет, это несчастное, отчаявшееся создание, живущее впроголодь и понимающее, что дни ее сочтены. И самое страшное даже не в том, что мисс Петтигрю не может найти себе место, а в том, что она внутренне уверена, что она просто не достойна того, чтобы ее взяли на работу, потому что, откровенно говоря, от нее нет никакого толку - она ничего не умеет и ни на что не пригодна. На дворе тридцатые годы, и гувернантки стали анахронизмом. По ошибке мисс Петтигрю оказывается впутана в беспорядочную жизнь легкомысленной красотки - полу-актриски, полу-сожержанки. И она неожиданно для самой себя обнаруживает, что у нее — оказывается!  есть навыки, есть способности, которых нет у других женщин. Мисс Петтигрю помогает своей подопечной лавировать между ухажерами, утрясать отношения, избегать конфликтов и в целом квалифицированно вращаться в обществе. Годы работы гувернанткой не прошли даром: мисс Петтигрю знает и умеет нечто, что потеряно новым поколением, не имевшим привилегии воспитываться настоящей леди.

Граф Честерфилд — классик педагогической литературы — рассказывает притчу, иллюстрирующую важность хорошего воспитания. В некой стране воры повадились отрезать от серебряных монет края, от чего стоимость монеты уменьшалась. Тогда король приказал чеканить по периметру монет надпись «И украшение и защита». «И такая же цель пишет Честерфильд,  у хорошего воспитания». Этикет, умение вести себя в обществе были только вершиной айсберга. Что гувернантка действительно должна была передать своим воспитанникам, это знание своего места, своих прав и обязанностей, самоуважение, способность с достоинством, не склоняя головы, идти по жизни. Она давала им защиту культуры, - защиту, которую мы потеряли.
______________
1) В конце истории мисс Хантер становится директрисой пансиона. И Люси Сноу из «Виллет» Ш. Бронте тоже приходит в конце своего долгого  о боже, какого долгого, более чем девятьсотстраничного  пути в тот же рай собственной школы. Быть самой себе хозяйкой, жить в своем доме, работать по своим правилам  это была предельная мечта всех гувернанток, на которую они упорно копили деньги. Сестры Бронте, которых их своеобразная семья растила как гувернанток, но изо всех сил старались основать собственную школу - это было куда более предпочтительно, чем жить в чужом доме

2) Уинифред Уотсон, "Мисс Петтигрю живет одним днем", 1938

3 комментария:

  1. Спасибо!
    А почему экранизация "Мисс Петигрю" лучше самого романа?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну это мое личное мнение, но фильм побойчее будет

      Удалить
  2. https://www.dropbox.com/s/ye34k7uy01hdhk7/-----------.jpg?dl=0

    https://www.dropbox.com/s/v7a313lth44w2aa/----------.jpg?dl=0

    ОтветитьУдалить