Pages

среда, 16 июня 2021 г.

Канотье как символ социального статуса и повод для массовых беспорядков

...Такие шли сражения и драмы,
Что, в общем-то, и создало сюжет.

«Соломенная шляпка»


Я постоянно слышу, что канотье появилось в общей моде как заимствование из костюма венецианских гондольеров, что, мягко говоря, натяжка. Начнем с того, что слово это французское(1). И закончим тем, что канотье вообще не было стандартной частью костюма гондольера до 1955 года, когда актер на съемках художественного фильма надел его для понта, а в результате в сознание мировой общественности прочно вошел образ гондольера в плоской соломенной шляпе с развевающимися за спиной лентами (2).  Но вообще, шляпа, сшитая спиралью из плетеной соломенной косички, с плоскими полями и цилиндрической (слегка овальной в сечении) тульей, украшенная широкой репсовой лентой, была распространенным головным убором моряков всего средиземноморского бассейна с незапамятных времен, и именно оттуда, вместе с модой на матросские костюмчики, перекочевала в детскую повседневную одежду начала ХIX века.

К середине века канотье начали носить молодые девушки и женщины. Поначалу это был очень юношеский фасон, такое забавное заимствование из детского гардероба: навроде футболки с покемоном. Мужчины начали носить канотье позже. В то время они еще сходят с ума по недавно изобретенным котелкам как неформальной спортивной альтернативе царствующего весь XIX век цилиндра. Но к концу Викторианской эпохи канотье прочно входит в летний гардероб высшего и среднего классов как один из редчайших на тот момент предметов одежды унисекс. Причем в мужскую моду канотье входит как полуформальная летняя шляпа, пригодная не только для катания на лодках и прочего спорта, но и для любых светских мероприятий на свежем воздухе, то есть, ее можно было носить в том числе и с фраком. Жесткая архитектурная форма канотье компенсировала его неформальный, деревенский такой, материал и делала его визуально более торжественным, чем шляпы с мягкими тульями.

Карьера канотье: от ранне-викторианских модных картинок до Тиссо и Сарджанта

Эдвардианцы уже почти все поголовно обряжаются в канотье на весь летний период. Канотье становится летней шляпой по дефолту и остается ей до самого конца эпохи джаза. Постепенно женщины перестают их носить, зато мужчины носят летом канотье и за городом, и в городе. Габриэль Шанель любила эти французские моряцкие шляпки (также как и тельняшки, и белые брюки) и благодаря ей они задержались некоторое время в женской моде, когда дамы уже готовы были от них отказаться в пользу новых интересных шляпных фасонов: канотье, все-таки, — шляпа очень простенькая. Кроме того, к этому времени канотье уже прочно вошло в школьную униформу и оно начинает вызывать у взрослых людей амбивалентные чувства.

Закрытые школы для детей аристократии и верхнего среднего класса сделали канотье частью своей униформы еще в середине XIX века: сначала как летний головной убор, а потом и круглогодичную менее формальную замену цилиндрам. Да, бедные богатые мальчики в те времена регулярно носили шелковые цилиндры. Но популярность и повсеместность, а также большая доступность соломенных шляп быстро нанесли урон престижности канотье. Когда их начали носить даже в приютах для беспризорников, самые помпезные частные школы вернулись к цилиндрам и фетровым кепкам. Однако, для многих европейцев и американцев плоские соломенные шляпы продолжали ассоциироваться с детством, школьной формой и обязаловкой.


Харроу до сих пор требует от учащихся носить форму старого образца, вплоть до шляп. Итонцы же надевают свои канотье только на лодочный парад 4 июня и обильно украшают их цветами. Достигая середины процессии, команда каждой лодки встает и размахивает шляпами, приветствуя королеву. Цветы со шляп ссыпаются в Темзу.

Школьные канотье с чрезвычайно низкой тульей, как вы видите на фото, были исключительно декоративными, непрактичными сооружениями, с трудом держались на голове (их приходилось закреплять резинкой или шнурком) и доставляли детям массу неудобств, не принося никакой пользы (3). Они стали для многих школьников символом бессмысленного надругательства над личностью, кандалами, которыми взрослые сковывают вашу индивидуальность. А поскольку канотье (и вообще форму) зачастую приходилось носить ежедневно, в том числе и вне школы, то дурацкая соломенная шляпа надежно метила тебя среди других детей как пижона из частной школы — за что кое-где могли и побить. Торжественные сожжения канотье после выпускного — в том же смысле, в каком мы жгли дневники — были популярны в Великобритании аж до середины двадцатого века, когда большинство школ в конце-концов отказались от шляп в униформах.

И тем не менее, мужчины, видимо, испытывали к канотье какие-то ностальгические чувства, особенно, когда они летом вырывались из городов на волю, в поля и на реку, не вырываясь, при этом, из круга равных себе по социальному положению. К двадцатым годам во многих городах США, особенно на Востоке, складывается неофициальный обычай: все мужчины разом сменяли фетровые шляпы зимнего сезона на соломенные в один день - «Straw hat day». Эта дата не была закреплена на всю страну и отличалась от города к городу, но выпадала, как правило, где-то на середину мая, и местные газеты не забывали заранее предупредить джентльменов о грядущей смене сезона, чтобы оградить их от модного фо-па. Несмотря на всю неформальность этой традиции, нарушители в ту или другую сторону рисковали стать предметом насмешек: как одна Нью-Йоркская газета рекомендовала торопыгам, слишком рано переменившим шляпы на соломенные, переехать в Южные штаты, где лето наступает раньше. Ну и что, что весна в этом году теплая: если ты хочешь быть частью общества, надо соблюдать правила общества.

Светский человек мог носить канотье во всех ситуациях: от пляжа до театра

Календарное переодевание в белое/летнее до сих пор рудиментарно присутствует в сознании американского обывателя в форме правила «не носить белый цвет после Дня Труда» (первый понедельник сентября). Это правило корениться во временах, когда дома отапливали каменным углем, погружавшим города в облака жирного смога, осадок от которого было физически невозможно отстирать с белой ткани. Поэтому состоятельные американцы, выезжавшие на лето за город, начинали носить светлую одежду только когда дым заводов и печных труб оставался далеко позади. А в конце лета они возвращались в города и сменяли белый на немаркие цвета зимнего сезона. Разумеется, перед рабочим людом, не имевшим отпусков и загородных вилл, этой проблемы не стояло.

Соответственно, для людей из общества в сентябре наступал «Felt hat day», когда белые канотье и панамы сменялись на темные фетровые шляпы. Среди горячих юнцов с Уолл-Стрит даже вошло в обычай ловить коллег, пропустивших сакраментальный день, срывать с их голов канотье, бросать на пол и топтать до полного уничтожения. Все это происходило в незлобливой обстановке дружеского подначивания, тем более, что соломенные шляпы за лето, как правило, истрепывались, и ленты выгорали на солнце, так что для состоятельных людей было 
нормой выкидывать их в конце сезона, а следующей весной покупать новую. Не жалко, пусть топчут.

Другие популярные люди в канотье: Конан Дойль, Морис Шевалье, Сальвадор Дали в Венеции и в канотье (при этом гондольер - без!) и ваша покорная слуга в каком-то стоге сена

Эта ежегодная казнь канотье оставалась невинной, хоть и грубоватой, шалостью до 13 сентября 1922 года, когда в Нью-Йорке, за два дня до объявленного и ожидаемого дня «Х», компания буйных юнцов решила помочь рабочим и докерам в районе Пяти Углов избавиться от выходящих из сезона соломенных шляп. То есть, шалопаи из среднего класса попытались навязать свои буржуазные поведенческие стереотипы портовым рабочим, для которых соломенная шляпа не была модной финтифлюшкой, которую меняли каждый год, а, возможно, единственным головным убором. Как вы догадываетесь, докеры шутки не поняли и начали защищать свои шляпы и свою честь. Шалость вылилась в восьмидневные массовые беспорядки, в которых участвовала тысячная толпа малолетних придурков, вооруженных длинными палками, которыми они сшибали канотье с прохожих и автомобилистов, а тех, кто пытался сопротивляться, избивали.

Вмешалась полиция. Поскольку практически все участники этого безобразия были несовершеннолетними, то задержания не привели к длительным арестам, а в одном из полицейских участков рассерженный капитан посоветовал родителям нарушителей как следует отшлепать распоясавшихся отпрысков, что те, к вящему удовлетворению служителей правопорядка, и сделали прямо там же на месте, как только им вручили задержанных чад. Ходили также слухи, что «Шляпный бунт» не затянулся бы так надолго, если бы не подстрекательство шляпных магазинов, сделавших за эту неделю хорошие деньги.


"Оргия уничтожения соломенных шляп обнажает головы от Бэттери до Бронкса... Семь юных мародеров отшлепаны в отделении полиции разгневанными родителями"

В тридцатые годы канотье постепенно выходит из моды - как, собственно, и все, что олицетворяло «Грохочущие двадцатые». Экономическая депрессия и рост политической напряженности сильно изменили мировоззрение людей, дух обреченности овладевает массами. Никто не смотрит на двадцатые годы через розовые очки ностальгии, как это происходит сейчас: люди отчетливо видели совершенные ошибки и не питали иллюзий по поводу уходящего десятилетия. Человечество эмоционально повзрослело. Подолы платьев поползли вниз и закрыли колени, вышивки и бисер исчезли, освободив место новому минимализму и практичности. На фоне сдержанных костюмов женские шляпы вдруг приобрели огромный вес и стали разнообразными, фантазийными, невероятными... Мужчины же начинают чаще носить летом элегантные панамы с высокой тульей, добавляющие роста и солидности и не отдающие переходным возрастом. Канотье сохраняется только в униформе самых консервативных, самых упертых закрытых колледжей и на сцене кабаре.

Помимо закрытых школ, способность канотье метить своих и чужих цветами шляпных лент позволила им задержаться и на политических ралли в США. Поскольку выборы и сопутствующие митинги, агитации и мероприятия по сбору средств традиционно проводились в летнее время, то канотье с лентами и розетками цветов кандидатов на руководящие должности стали обычной принадлежностью предвыборного ажиотажа. Эти карнавальные по сути своей шляпы делают не из соломки, а штампуют из пластика или вспененного полиуретана и раздают электорату для поддержания боевого духа. Сейчас канотье все чаще заменяют бейсболками.


От 1913 года до 2005 - политическая сцена США усыпана пропагандистскими канотье

Благодаря своей исключительной популярности в начале XX века канотье стали визуальным маркером всего исторического периода. Если вам нужен карнавальный или сценический мужской костюм «под двадцатые годы», то достаточно добавить канотье и трость — и все всё поймут. Поэтому, чтобы в наше время носить канотье и не выглядеть так, как будто ты сбежал из массовки очередной экранизации «Гэтсби», я рекомендую не пытаться стилизовать весь ансамбль в ретро, а просто обращаться с канотье как с любой летней повседневной шляпой, может быть, несколько экстравагантной и поэтому требующей сдержанности в остальных деталях. Путь это будет один солирующий аксессуар, а весь ваш ансамбль будет сдержанным и современным. Если, конечно, вы не хотите пойти сразу со всех козырей и одеться в броском винтажном стиле: белые брюки, синий или полосатый блейзер, галстук-бабочка, двухцветные броги и клетчатые носки. И вперед 
— 

Come, let's mix 
where Rockefellers
Walk with sticks 
or umbrellas 
In their mitts
puttin' on the Ritz...


Ну и не забывайте, что и в наше время в некоторых местах за это все еще могут побить.


_________________________________________
1) Canotie: лодочник, гребец на лодке
2) См. здесь. Головной убор до сих пор не является обязательной частью униформы гондольера, в отличие от тельняшки, тужурки и темных брюк, которые строго регулируются ихним профсоюзом
3) Поэтому их использовали как фрисби. Особым шиком было пробросить шляпу под автобусом, чтобы твои одноклассники поймали ее на другой стороне улицы


7 комментариев:

  1. А как же у моряков они не улетали-то с головы?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хороший вопрос. С другой сторны: как у них что угодно не улетает?

      Удалить
  2. >> Они стали для многих школьников символом бессмысленного надругательства над личностью, кандалами, которыми взрослые сковывают вашу индивидуальность.

    Спасибо большое - значит, именно оттого они у Pink Floyd:
    https://youtu.be/YR5ApYxkU-U?t=230

    ОтветитьУдалить
  3. Первое фото это Сарториалист с Гетсби вечеринки на Governor Island?

    ОтветитьУдалить
  4. В нескольких фильмах про США 20х годов я встречал канотье как атрибут ФБРовцев или других "специальных агентов".

    ОтветитьУдалить