Pages

понедельник, 3 августа 2020 г.

Как подбирать маску к платью или Почему мы так больше не носим

Frasier: So, ah, what do you think of what I've done 
with the place, eh? You know, every item here was 
carefully selected. This lamp by Corbusier, the chair 
by Eames, and this couch is an exact replica 
of the one Coco Chanel had in her Paris atelier.

 Martin: Nothing matches!
 
 Frasier: Well, it's a, it's a style of decorating, it's called
"eclectic."If you've got really fine pieces of 
furniture, it doesn't matter if they match 
- they will go together.
 
 Martin: It's your money. 

 "Frasier" season 1, episod 1 (1993) 

Сначала предполагалось, что это будет абсолютно шуточный пост. Реклама в фейсбуке, предлагающая мне купить маску в комплект к рубашке из той же ткани и плюс еще фоточка продающейся в магазине футболки с комплектной маской на вешалке напрашивались на издевательства. «Какие маски подходят для разных знаков зодиака» например. Или «Какую маску никогда не будет носить элегантная женщина». А потом Наина задала хороший вопрос: а почему мы вообще считаем, что matchy-matchy — точное повторение цветов и паттернов в разных составляющих частях ансамбля — это плохо? Что это — старомодность, страх перед излишней организованностью или какой-то временный тренд? Ведь раньше же этого не было.

От мадам Помпадур до викторианской дамы - никто не стеснялся буквально повторять не просто цвет, а один конкретный декоративный элемент в ансамбле до полного опупения

Раньше этого не было. Вплоть до 20 века было совершенно нормально выкраивать шляпку или шарф из остатков материи, пошедшей на платье. Учитывая, сколько тогда уходило материи на платья и сколько оставалось обрезков и как дороги сравнительно с нынешними были тогдашние ткани и одежда, это можно было понять. Одной и той же атласной лентой, галуном или кружевом обшивался весь наряд от капора до подола юбки. Да и в первой половине 20 века ситуация не сильно изменилась. Платья продолжали шить на заказ или самостоятельно, и стоимость труда и материалов до глобализации была выше (помните то «милое домашнее платье за 20 долларов» — в пересчете на деньги тридцатых годов?). Получить два предмета по цене одного было разумно и логично. Еще лучше - три.

Кроме того, сама эстетика того времени благоволила к унификации и единению. Встреча с японской культурой в конце XIX века произвела шок, смятение и породила мощный «ориентальный» тренд в тусовке декадентов. Вся эта асимметрия, случайные композиции, сила негативного пространства просто перевернули эстетические воззрения продвинутой Европы. Потому что Европа с незапамятных времен стояли за симметрию, ритмичность и очевидные визуальные центры. Дега с его не влезающими в рамку балеринами был по-настоящему сокрушитель норм.


Мода сороковых-пятидесятых из каталогов и журналов с выкройками активно предлагает комплектные аксессуары к одежде: шарф на шляпу, зонтик, шляпки и перчатки точно в цвет

Но такие изменения в эстетических идеях продвинутой публики не означает, что старые вытерлись из сознания среднего обывателя. Они и сейчас там довольно крепко сидят. В самое первой серии «Фрейзера» (см. эпиграф) эстет и пижон доктор Фрейзер Крейн привозит своего отца — отставного полицейского — в свою квартиру и хвастается перед ним шикарной обстановкой, составленной из дизайнерских предметов меблировки: лампа Корбюзье, кресло Эймса и диван — «точная копия того, что Коко Шанель имела в своем парижском ателье». На что простой, как кефир, Мартин отвечает: «But nothing match!» — что следует переводить на русский как «Все с бору по сосенке!» И этот диалог задает столкновение характеров и жизненных принципов на все предстоящие одиннадцать сезонов. Для Мартина — пожилого традиционалиста с демократичными вкусами — эклектичный интерьер его утонченного сына не привлекателен. Все эти шикарные и жутко дорогие дизайнерские предметы его не впечатляют. Он не видит создаваемой ими гармонии целого. Он считает красивым интерьер с гарнитурной мебелью и аксессуарами, подобранными по цвету. Чтоб типа софа, два одинаковых кресла, стенка и столики в комплект и все диванные подушки были бы желтыми, и штора из того же материала. Это было бы красиво. Продуманно. Аккуратно. А тут все в разном стиле и куплено порознь — ерунда какая-то.


Интерьер квартиры Фрейзера и интерьер, который, я думаю, понравился бы Мартину (он привез с собой полосатое кресло справа)

До самого недавнего времени повторение паттернов, цветов и форм в одном эстетическом поле считалось первостепенным способом организации гармонии. Гармонично то, что похоже. Песню украшает припев, парк — круглые клумбы. Вокально-инструментальный ансамбль одевается в один и тот же костюм. К красной шляпке нужен красный пояс и красные туфли. Из ткани платья вы также можете сшить симпатичный ридикюль, выкройка прилагается.

А сейчас вас заплюют если вы посмеете носить одновременно серьги и ожерелье из одного гарнитура, галстук и комплектный нагрудный платок, сумочку и туфли того же цвета, вот уже и ногти на руках и ногах полагается красить разными лаками, и кто-то из решительных стилистов заявляет, что в костюме современного человека только два предмета должны совпадать по цвету: правый и левый ботинок. Лавиния Лонд пишет о том, как все предметы обстановки в комнате должны быть разные, иначе фу; Леночка, свет наш, Миро говорит «по-английски это называется matchy-matchy, а по русски не знаю как: гребаный колхоз?», да и я сама кормлю пятерых гостей с пяти совершенно разных тарелок. Мы живем в решительно антиматчевую эпоху. Откуда это внезапно взялось?

К крутой розовой модерновой кухне конца пятидесятых полагались комплектные розовые дети

В значительной степени из перепроизводства вещей повседневного пользования, глобализации и удешевления быта для развитых стран. При прежнем дефиците вещей собрать гармоничные ансамбли чего бы то ни было — одежды, мебели, посуды — из самостоятельно купленных или другим образом полученных (по наследству от бабушки, например или от старшего брата перешедших) вещей было бы неимоверно трудно. Просто потому что вещей в наличии было меньше. Скорее всего, все некомплектные собрания, действительно, были бы с бору по сосенке, случайны, вынуждены, разностилевы и не сочетались друг с другом. Мамино пальто, папина шапка, сапоги купленные на первую зарплату и тетей подаренный портфель. Комплектность уже говорила о достатке и потраченных деньгах. Глядите-ка у нее платье и туфли в тон! Это ж куплено вместе! Круто!

Времена изменились, вещи стали дешевле и хуже качеством. То, что покупалось на всю жизнь, теперь выходит из строя через год и надо заменять. И нам это в принципе по карману (хотя я и не была рада, когда у меня на пятый год работы сломался холодильник, а у моих родителей все еще работает брежневский «Зил»). Зато у нас есть больше возможностей заявить о своем вкусе при каждой новой покупке. Ты не Скарлет О-Хара, тебе не обязательно шить все из одной шторы. Разнородные предметы намекают, что они были куплены отдельно, а не зараз на один кредит, что они выбраны хозяином, а не были ему навязаны в одном магазине, что они результат индивидуального решения, причем нескольких. У тебя есть деньги, у тебя есть время, у тебя есть свобода выбора. У тебя есть личный вкус.

Мы не можем ориентироваться на сценические в прямом или функциональном смысле костюмы, даже если они получили "Оскара", даже если они на Бритни и Джастине

Нематчевые ансамбли мы можем переорганизовать по своему желанию. Но комплектные клетчатые туфли ты можешь надеть только с этой юбкой. Рабство перед вещами непривлекательно в наше время. Шутка об автомобиле под цвет платья уже не канает. Слишком много чести автомобилям и платьям. Нам бы в идеале хотелось, чтобы все вещи в гардеробе без труда могли сочетаться друг с другом в почти бесконечное количество вариантов, оставляя нам время для более важных дел.* 

От матчиматчизма (с) несет не только материальной вынужденностью, но и интеллектуальным рабством. Мы даже не замечаем, насколько наша современная культура заякорена в идеале персональной свободы. Индивидуализм доходит до невероятного по рамкам любого предыдущего века, уровня, свобода мнения не просто приветствуется — человек обязуется иметь свое мнение, выражать его и ежеминутно демонстрировать независимость от рамок и правил. И матчиматчистские (с) ансамбли выглядят как рабские по духу. Излишняя координация выглядит как чрезмерное и очевидное беспокойство что твой внешний вид будет недостаточно «правильным», и эта гиперорганизованность смердит несвободой. Отсутствует спонтанность, которая, apparently, необходима для современной эстетики. 

То, что хорошо для группы цирковых акробатов или небольшой тоталитарной секты, не очень хорошо для психически здоровой семьи или влюбленной пары, где свобода слова не давится в зародыше

С одной стороны, собрать одинаковое — это очень простое решение. С другой стороны оно наглядно выдает факт, что вы это решение искали, что ваш аутфит не случаен, а именно этого эффекта мы сейчас пытаемся добиться: ощущение непринужденности, органичности, что мир словно сам по себе концентрическими кольцами лег вокруг вас в натуральную красоту. Отглаженные рубашки уже выглядят слишком жесткими: У кого есть время гладить? А главное: у кого есть охота? Мы избалованы свободой и не терпим даже намека на дисциплину, особенно, когда она приходит под руку с доказательством эстетического бессилия и творческой импотенции. Да здравствует мятый лён и полевые цветы в молочной бутылке. Современный человек должен демонстрировать власть над хаосом, но при этом также и свободу от диктатуры. Когда все вокруг него как бы само собой складывается в гармоничный ансамбль, но его ритмика сложнее, чем у отбойного молотка. И кстати о ритмике.

Матчиматчизм создает дополнительный неучтенный паттерн, помимо паттерна самого материала. Даже если у ткани нет паттерна, он все равно его создает насильно. Красное-белое-красное-белое как 
«точка-тире-точка-тире». Продолжая аналогию с музыкой, одну и ту же песню играют сразу два оркестра, причем один капельку отстает от другого. Хорошо бы, чтоб ваш сарториальный ансамбль представлял собой один наполненный аккорд — траммм! — а не какое-то «трын-трын-трын-трын», балалайка-одна струна.

Классическое matchy-matchy подразумевает яркие вещи одного цвета, значительно разнесенные в пространстве. Трын-трын-трын такой композиции бьет по нервам. Эти визуальные акценты одного веса и силы насилуют наше внимание, прокладывая очевидный и назойливый путь для взгляда, пробегающего по всей картинке и собирающего визуальную информацию. Как прыганье по вешкам по болоту. Раздражает и стесняет. Я бы, может, и хотел посмотреть в другую сторону, но от красного шарфика не оторвать глаз. А потом от сумочки. А потом от туфель.


Вы можете найти комплектные масочки к одежде как для мужчин, так и для женщин. А Стив Монтгометри из Сан-Антонио вообще прославился на весь интернет, после того, как его дочка начала публковать в своем Твиттере фотографии папы, каждый день идущего на работу в маске под цвет галстука (он делает их из нагрудных платков)


К тому же эта самая визуальная информация однообразна, лишена неожиданности (о, гляди-ка, опять точно тот же самый цветочек) и поэтому скучна. Скучное утомительно, утомляется внимание. В принципе, назойливые сильноконтрастные паттерны в большом объеме утомительны сами по себе. Это, между прочим, еще у Гоголя было: 
«...Фон голубой и через полоску все глазки и лапки, глазки и лапки, глазки и лапки... Словом, бесподобно! Можно сказать решительно, что ничего еще не было подобного на свете. — Милая, это пестро. — Ах, нет, не пестро. — Ах, пестро!» Ах, пестро, соглашусь я с во всех отношениях приятной дамой. Я тоже материалистка.

________________________
Что, разумеется, приводит к искушению покупать все в нейтральных цветах. Я помню как я только приехала в Монреаль и там многие стильные люди ходили тогда с головы до ног во всем черном. «Мы ласково называем их «мибы», - говорил мой дорогой муж. Это аббревиатура названия фильма «Men in black».




3 комментария:

  1. Это lelyechka.
    А ты знаешь ли,что в подиумных трендах этой осени снова сумки под цвет туфель? Я вот в ужасе - половина моей взрослой жизни прошла в тоске подбора, потому что одной фирмы скучно, не одной фиг найдешь и вообще это существенно дороже Переживаю, а вдруг вернется.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мало ли, в чем там по подуму ходят этим летом, все равно мир движется в сторону большей личной свободы, так что не заморачивайся

      Удалить
    2. Встречала надысь мнение, показавшееся мне достаточно резонным, что именно нейтральные цвета и фактуры могут сочетаться сколько угодно комплектно и однородно, поскольку не мозолят глаз этим дрын-дрын-дрын и не создают ощущение вымученности. Бежевых матово-кожаных сумок и туфель - как травы за баней, впрыгнули в случайно выбранные из шкафа, пааабежалии! Аналогично не выглядят выстраданным белый комплект постельного белья. А вот яркому, броскому, декорированному быть комплектным нежелательно именно по той самой логике, в силу визуальной какофонии (представляю пододеяльник и занавески из одной цветастой ткани, становится не по себе) и очучения, что ну оч-чень старались сделать красивче и богаче.

      Удалить